11 класс

Первый день

11.1. В произведении семи натуральных чисел каждый сомножитель уменьшили на 3. Могло ли произведение при этом увеличиться ровно в 13 раз?

(Н. Агаханов, И. Богданов)

11.2. Вася задумал 8 клеток шахматной доски, никакие две из которых не лежат в одной строке или в одном столбце. За ход Петя выставляет на доску 8 ладей, не бьющих друг друга, а затем Вася указывает все ладьи, стоящие на задуманных клетках. Если количество ладей, указанных Васей на этом ходе, чётно (т.е. 0, 2, 4, 6 или 8), то Петя выигрывает; иначе все фигуры снимаются с доски и Петя делает следующий ход. За какое наименьшее число ходов Петя сможет гарантированно выиграть?

(И. Богданов)

11.3. Учитель собирается дать детям задачу следующего вида. Он сообщит им, что он задумал многочлен

    \[P(x)\]

степени

    \[2017\]

с целыми коэффициентами, старший коэффициент которого равен

    \[1\]

. Затем он сообщит им

    \[k\]

целых чисел

    \[n_1, n_2, \ldots, n_k\]

, и отдельно сообщит значение выражения

    \[P(n_1) \cdot P(n_2) \times\ldots\times P(n_k)\]

. По этим данным дети должны найти многочлен, который мог бы задумать учитель. При каком наименьшем

    \[k\]

учитель сможет составить задачу такого вида так, чтобы многочлен, найденный детьми, обязательно совпал бы с задуманным?

(Г. Жуков)

11.4. Равносторонний треугольник

    \[ABC\]

вписан в окружность

    \[\Omega\]

и описан вокруг окружности

    \[\omega\]

. На сторонах

    \[AC\]

и

    \[AB\]

выбраны точки

    \[P\]

и

    \[Q\]

соответственно так, что отрезок

    \[PQ\]

проходит через центр треугольника

    \[ABC\]

. Окружности

    \[\Gamma_b\]

и

    \[\Gamma_c\]

построены на отрезках

    \[BP\]

и

    \[CQ\]

как на диаметрах. Докажите, что окружности

    \[\Gamma_b\]

и

    \[\Gamma_c\]

пересекаются в двух точках, одна из которых лежит на

    \[\Omega\]

, а другая — на

    \[\omega\]

.

(А. Акопян)

Второй день

11.5. Олег нарисовал пустую таблицу

    \[50 \times 50\]

и написал сверху от каждого столбца и слева от каждой строки по числу. Оказалось, что все

    \[100\]

написанных чисел различны, причём

    \[50\]

из них рациональные, а остальные

    \[50\]

—иррациональные. Затем в каждую клетку таблицы он записал произведение чисел, написанных около её строки и её столбца (“таблица умножения”). Какое наибольшее количество произведений в этой таблице могли оказаться рациональными числами?

(О. Подлипский)

11.6. Четырёхугольник

    \[ABCD\]

вписан в окружность

    \[\Gamma\]

c центром в точке

    \[O\]

. Его диагонали

    \[AC\]

и

    \[BD\]

перпендикулярны и пересекаются в точке

    \[P\]

, причём точка

    \[O\]

лежит внутри треугольника

    \[BPC\]

. На отрезке

    \[BO\]

выбрана точка

    \[H\]

так, что

    \[\angle BHP = 90^{\circ}\]

. Окружность

    \[\omega\]

, описанная около треугольника

    \[PHD\]

, вторично пересекает отрезок

    \[PC\]

в точке

    \[Q\]

. Докажите, что

    \[AP = CQ\]

.

(А. Кузнецов)

11.7. На плоскости проведено несколько прямых, никакие две из которых не параллельны и никакие три не проходят через одну точку. Докажите, что в областях, на которые прямые поделили плоскость, можно расставить положительные числа так, чтобы суммы чисел по обе стороны относительно любой из проведённых прямых были равны.

(О. Орлов)

11.8. Изначально на стол кладут 100 карточек, на каждой из которых записано по натуральному числу; при этом среди них ровно 28 карточек с нечётными числами. Затем каждую минуту проводится следующая процедура. Для каждых 12 карточек, лежащих на столе, вычисляется произведение записанных на них чисел, все эти произведения складываются, и полученное число записывается на новую карточку, которая добавляется к лежащим на столе. Можно ли выбрать исходные 100 чисел так, что для любого натурального

    \[d\]

на столе рано или поздно появится карточка с числом, делящимся на

    \[2^d\]

?

(И. Богданов)

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение