Распечатать запись Распечатать запись

День рождения Шерил

На олимпиаде по математике школьникам старших классов Сингапура была предложена следующая задача:

Альберт и Бернард недавно подружились с Шерил. Они хотят узнать, когда у нее день рождения. Шерил дала им список из десяти возможных дат:

15 мая, 16 мая, 19 мая,
17 июня, 18 июня,
14 июля, 16 июля,
14 августа, 15 августа, 17 августа.

Потом Шерил назвала Альберту только месяц, а Бернарду только число дня своего рождения.

Альберт: “Я не знаю, когда день рождения у Шерил, но я знаю, что и Бернард этого не знает”.

Бернард: “Сначала я не знал, когда день рождения Шерил, но теперь я его знаю”.

Альберт: “Тогда я тоже знаю, когда у Шерил день рождения”.

Вопрос: так когда же все-таки день рождения у Шерил?

Эту задачу выложил на своей страничке в Facebook Кеннет Конг, и люди принялись ее активно обсуждать со страстью, необычной для математики. Возможно, и вам захочется ее порешать :-)

Показать решение

Источник: http://www.nytimes.com/2015/04/15/science/a-math-problem-from-singapore-goes-viral-when-is-cheryls-birthday.html?_r=0

Комментариев: 38

  1. 1 Доцент:

    Простите, но возможно уместно здесь немного юмора в связи с задачкой про день рождения. А именно припоминается знаменитая задачка великого Гашека, изреченная устами его персонажа Швейка консилиуму врачей:

    Дело было совершенно ясно. Благодаря сделанному Швейком, по собственному почину, заявлению целый ряд вопросов отпал и осталось только несколько важнейших. Ответы на них должны были подтвердить первоначальное мнение о Швейке, составленное на основе системы доктора психиатрии Кадлерсона, доктора Гевероха и англичанина Вейкинга.
    – Радий тяжелее олова?
    – Я его, извиняюсь, не вешал,– со своей милой улыбкой ответил Швейк.
    – Вы верите в конец света?
    – Прежде я должен увидеть этот конец. Но, во всяком случае, завтра его еще не будет,– небрежно бросил Швейк.
    – А вы могли бы вычислить диаметр земного шара?
    – Извиняюсь, не смог бы,– сказал Швейк.– Однако мне тоже хочется, господа, задать вам одну загадку,– продолжал он.– Стоит четырехэтажный дом, в каждом этаже по восьми окон, на крыше — два слуховых окна и две трубы, в каждом этаже по два квартиранта. А теперь скажите, господа, в каком году умерла у швейцара бабушка?

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Юмор всегда уместен :-) Задачка Гашека хорошая, однако связи с текстом выше не вижу…

    [Ответить]

  2. 2 Арман:

    Тут все очень просто.
    Понятно, что так как Бернард молчит, то это означает, что 18 и 19 не являются датами ДР (они встречаются только по одному разу), иначе бы он сразу сказал дату.
    Теперь после того, как Альберт заявляет, что понятия не имеет, когда ДР, то Бернард мыслит так:
    ДР точно не 19 мая и не в июне (если бы это был июнь, то Альберт сразу бы сказал, что знает после молчания Бернарда) – таким образом 17 июня тоже исключается

    Теперь если бы дата была 14, 15 или 16, то они были бы в двух месяцах и Бернард не смог бы сказать, что теперь знает. Ему бы пришлось выбирать из двух месяцев.
    Остается только один вариант – это 17 августа. После того, как он сказал, что точно знает дату, то и Альберт провел те же рассуждения и сказал, что теперь тоже знает дату.

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Май тоже исключается, поэтому дальше немного не так. Можно посмотреть решение.

    [Ответить]

    Алексей Reply:

    Май исключить здоровой логикой не получается и нет необходимости логика про 17 августа железная.

    [Ответить]

    Bio Reply:

    Очевидно, что услышав цифры 18 или 19, Бернард сразу назвал бы день рождения. Это подмечают все, кто пытается решать задачу. Отсюда следует что Альберт может точно утверждать, что Бернард не знает дня рождения Шерил, если услышал июль или август.
    Следовательно Бернард, зная свою цифру выбирет между июлем и августом.
    * Зная цифру 14, Бернард не сможет назвать месяц и сказать свою реплику.
    * Свою реплику Бернард мог сказать, если Шерил ему назвала 15,16 или 17.
    * Последнюю реплику Альбер не мог сказать выбирая между 15.08 и 17.08 (14.08) отбросилось репликой Бернарда
    * Альберт мог сказать, что тоже знает день рождения после реплики Бернарда только для июля. Т.к. 14 июля уже отброшен репликой Бернарда, остается 16 июля.

    Ответ: 16 июля.

    [Ответить]

  3. 3 Bio:

    Решение задачи строится не на “вычислении” даты. А на отбрасывании вариантов дат, которые никак не могли вызвать указанный в условии задачи диалог.

    Например ДР 17июня вызвал бы следующий диалог:
    Бернард: “Я не знаю когда ДР у Шерил” (выбирает между 17.06 и 17.08)
    Альберт: “Тогда я знаю – 17.06″ (выбирая между 17.06 и 18.06 вспоминаем, что 18.06 Бернард сразу бы вычислил ДР)

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Да, Вы правы :-)

    [Ответить]

  4. 4 Гость063:

    Вот ответ: 17 августа.
    По условии 18 и 19 убираем. Остаются по две пары — 14,15,16,17. Думает Альберт и говорит что не знает, и не знает Бернард. Начинает думать Бернард дает ответ. Какие у него были рассуждения: 14, 15, 16 числа — парные, по ним угадать дату опираясь на условия задачи невозможно, остается число 17. Допустим, Шерил говорит Альберту месяц август, а Бернарду число 17, то по условии задачи это выглядело бы так: Альберт говорит что не знает потому, что в августе три числа, поэтому назвать точно его не может и говорит что Бернард тоже не знает, потому что число 17 имеется как в июне, так и в августе, поэтому назвать дату точно тоже нет возможности. Пока условие задачи соблюдается. Дальше начинает думать Бернард. Число 17. Может быть в июне? Но тогда бы Альберт сразу бы дал ответ (то нарушилось бы условие задачи), поэтому это не июнь. Значит это август. Число 17 осталось только в августе. ОТВЕТ: 17 АВГУСТА. Проверка условия: 1. Сначала Альберт не знает даты и не знает Бернард. 2. Узнает Бернард. 3. Узнает Альберт (поставляя себя на место Бернарда). Ответ: 17 августа.
    Почему мы убираем 19 мая и 18 июня попробую Вам объяснить. Если бы у Шерил День Рождения был бы 19 мая, то ей пришлось бы Альберту сказать МЕСЯЦ МАЙ, а Бернарду ЧИСЛО 19. Далее слово берет Альберт и говорит, что не знает Даты Рождения Шерил и также говорит что Бернард ее тоже не знает. Вот здесь как раз и нарушается условие задачи. Объясняю почему: Альберт правильно говорит что не знает Даты Рождения, так как в месяце Мае три числа,а вот про то что Бернард не знает даты он так сказать бы конечно смог, но нарушил бы условие задачи, так как Бернард ТОЧНО ЗНАЕТ Дату Рождения и она 19 Мая (так как по условию задачи число 19 одно). Тоже самое с датой 18 Июня.

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Смотрите решение и комментарии выше Bio.

    [Ответить]

    Гость063 Reply:

    Ответ: 17 августа.
    Вы мне объясните пожалуйста, куда все убирают 15 мая и 16 мая ??? На основании чего ??? Как я понимаю, это ЗАДАЧА! У задачи есть 3 условия. Первое – Альберт не знает и не знает Бернард. Второе – знает Бернард. Третье – знает Альберт. Начнем с ПЕРВОГО условия и с самого начала подставляя его под все числа. Итак: У Шерил ДР допустим 15 мая. Май – она говорит Альберту, а 15 – Бернарду. Что мы получем по условию : Альберт не знает (это верно, потому как в мае 2 (две) даты с числами – 15 и 16). Бернард тоже не знает, потому что она должна была сообщить ему цифру 15, а цифр 15 по условию задачи две (это 15 мая и 15 августа). Первое условие совпадает. Начинаем ВТОРОЕ условие. Знает Бернард. Он не может знать, потому что как я уже сказал цифр 15 две (15 мая и 15 августа). Второе условие не совпадает. Третье тем более. Поэтому ДР точно не 15 мая. Вот эти решения надо провести с каждым числом (16 мая = 16 июня, 14 июля = 14 августа, 17 июня = 17 августа). И вот мы доходим до числа 17 (это июнь и август). Давайте решать по условию: Допустим ДР у Шерил 17 июня. Июнь – она говорит Альберту, 17 – Бернарду. Что мы получаем по условию : Альберт ЗНАЕТ ДАТУ рождения, потому что в июне осталось только число 17. Если вы не помните, то мы 19 мая и 18 июня убрали сразу, так как они не соответствуют условии задачи. В итоге у нас не совпадает условие, так как Альберт ЗНАЕТ дату рождения. Поэтому это не 17 июня. Теперь доходим до 17 августа. Допустим ДР у Шерил 17 августа. Август – она говорит Альберту, 17 – Бернарду. Что мы получаем по условию: Альберт не знает (это верно, потому что в августе три даты с числами – 14, 15, 17. Бернард сначала тоже не знает дату ДР, так как число 17 есть в месяце июне, и в месяце августе. Первое условие совпадает. Далее ВТОРОЕ условие: Знает Бернард. Бернард начинает думать. Прокручивает в голове сначала число 17 с месяцем июнь. И он понимает, что если ДР был бы 17 июня, то Альберт сразу бы сказал эту дату, а он этого не сделал, значит это не 17 ИЮНЯ. И остается число 17 с месяцем август. И он говорит – “Сначала я не знал, когда день рождения Шерил, но теперь я его знаю”. Теперь ТРЕТЬЕ условие. Альберт говорит – “Тогда я тоже знаю, когда у Шерил день рождения”. Так он мог сказать только после того, как мы подставим условие задачи ко всем трем датам августа (14, 15, 17). Как-то так.

    [Ответить]

  5. 5 Артем:

    Возможен несколько другой вариант условия задачи ограниченный монологом Альберта и не меняющий ее решения. После того как Шерил прошептала на ушко Альберту месяц, а Бернарду число своего дня рождения, Альберт заявил: «Бернард не знает, а я знаю дату рождения». Сингапурский школьник рассуждает так. Альберту назван июль или август, иначе у него были бы сомнения, так как Шерил могла назвать Бернарду число 19 или 18, которые в списке соответствуют маю или июню. Бернард точно не определил бы дату рождения, будь ему названо число 14, ибо оно повторяется в июле и августе. Так считает Альберт и думает школьник, иначе, зачем было шептать на ушко. Остаются даты: 16 июля, или 15 и 17 августа. Для ученика история повторяется, август он исключает из списка, поскольку уже Альберт не смог бы определить дату. Остается единственный вариант – день рождения Шерил 16 июля.

    [Ответить]

    Гость063 Reply:

    А где это по условию Альберт заявил: «Бернард не знает, а я знаю дату рождения»? По условию Альберт говорит: “Я не знаю, когда день рождения у Шерил, но я знаю, что и Бернард этого не знает” и еще один раз: “Тогда я тоже знаю, когда у Шерил день рождения”, но после слов Бернарда: “Сначала я не знал, когда день рождения Шерил, но теперь я его знаю”. ЭТО УСЛОВИЕ. Дело не в том, что Шерил могла назвать Бернарду число 19 или 18, которые соответствуют маю или июню, а в том, что если бы Шерил назвала число 19 или число 18, то Бернард сразу бы назвал дату ее рождения, а ПО УСЛОВИЮ ЗАДАЧИ Альберт говорит что он сам не знает и не знает Бернард, потому что Альберт уверен, что если бы Шерил назвала бы Бернарду число 19 или 18, то Бернард первым бы начал разговор. И в итоге мы бы не видели то УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ которое мы видим. Альберт не смог бы по УСЛОВИЮ ЗАДАЧИ говорить: “Я не знаю, когда день рождения у Шерил, но я знаю, ЧТО И БЕРНАРД ЭТОГО НЕ ЗНАЕТ”.
    Объясните пожалуйста мне, куда делись у Вас при решении задачи даты – 15 Мая, 16 Мая и 17 Июня? Это что? На основании того, что в Мае присутствует число 19, а в Июне число 18 ? Объясните пожалуйста свою логику почему убрали, а не ту (“Уникальные числа”), которая присутствует на “Просторах Интернета” и которую никто толком объяснить не может. ЭТО ЗАДАЧА. ЕЕ НУЖНО РЕШАТЬ. А то получается, что 16 Июня каким-то образом (с помощью “Уникальных чисел”) подогнали под ответ ЗАДАЧИ.

    [Ответить]

    Дмитрий Reply:

    Я дам вам подсказку. Чтобы решить эту задачу правильно – вам придется влезть в шкуры ребят. Сделайте ещё 1 попытку, но перед этим попытайтесь забыть Ваш “правильный” ответ( он у Вас не верный). Если не выйдет, то буду рад помочь.

    [Ответить]

  6. 6 Артем:

    Публикация задачи телеведущего Кеннета Конга вызвала повышенный интерес и большой поток обсуждений. Причина ясна: решение не требует специальных знаний в математике, но в тоже время необходимо применение нестандартного логического мышления, вариант которого никак не оговорен в условии. Кроме сказанного, мое личное мнение: диалог фигурантов задачи неправильно сформулирован. Во-первых, Альберт может, не дожидаясь реплики Бернарда, по списку определить дату рождения Шерил. Поэтому его первоначальное заявление о том, что он не знает дату, неверно. Здесь автор задачи явно ошибся. Во-вторых, фраза Бернарда: “Сначала я не знал, когда день рождения Шерил, но теперь я его знаю”, не несет дополнительной информации ни Альберту, ни школьнику решающему задачу. Они могут определить дату рождения без его участия в разговоре. Как это сделать описано мною в пятом комментарии.
    Отвечаю на Ваш вопрос Гость063. Альберт знает только месяц рождения. Поэтому его заявление, что Бернард не знает дату рождения, удаляет из списка месяцы май и июнь, в которых имеются «исключительные» даты. Затем необходимо отбросить из оставшихся месяцев даты с повторяющимся числом (14 июля и 14 августа для Бернарда) и месяцем (15 августа, 17 августа для Альберта). Тогда остается одна единственная дата – 16 июля, в противном случае задача не имеет решения.

    [Ответить]

  7. 7 vasil stryzhak:

    Очевидно, многие помнят русскую народную пальчиковую игру «Сорока-ворона кашу варила», которая позволяет тренировать мелкую моторику рук малышам. На мой взгляд, это не только забавная потешна для маленьких, но и логическая задача для более взрослых.
    Сорока-ворона кашу варила, на порог скакала, гостей созывала. Гости не бывали, каши не едали. Всю свою кашу сорока-ворона деткам отдала. Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала: он мал, круп не драл, дров не пилил, воду не носил.
    Сколько каши сварила срока-ворона?

    [Ответить]

  8. 8 vasil stryzhak:

    Существует несколько вариантов текста пальчиковой игры «Сорока-ворона кашу варила». Пришел к выводу: следующая версия несколько лучше подходит к логической задаче.
    Сорока-ворона кашку варила, деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала: ты мал, круп не драл, дров не пилил, воду не носил.
    Сколько каши сварила срока-ворона?

    [Ответить]

  9. 9 vasil stryzhak:

    Ввиду того, что в постановке логической задачи используется текст из пальчиковой игры «сорока-ворона кашу варила», способы решения ее могут быть различными в зависимости от подходов аргументации. Как автор вопроса, предлагаю свою версию, связанную с вместимостью столовых приборов, которая не исключает возможные другие варианты определения приемлемого результата.
    Сорока-ворона, как заботливая мать, варила кашу для всех своих деток с учетом разделить ее на равные порции каждому ребенку. Так как детки малые можно предположить: порция соответствовала объему одной чюмички – деревянной поварской ложки с длинной ручкой, применяемой в старину на Руси. Вместимость данной кухонной утвари трудноопределима потому, что в те времена изготовлялась вручную. Современные половники (поварешки) для раздачи пищи имеют объём от 100 мл и более.
    Если следовать тексту, малому бездельнику в назидание она каши не дала. Тогда очевидно его порцию поровну разделила между остальными четырьмя братьями. Данное действие она могла выполнить столовой ложкой, каждому как минимум по одной ложке каши. Согласно таблице предоставленной Википедией, стандартный объем ст. ложки 18 мл. Из более плотных продуктов, например молока или сахара (к ним можно прировнять кашу) ст. ложка вмещает 20 граммов без горки, а с горкой – 25. Следовательно, одна порция каши 25 х 4 = 100 граммам (варианты в 200, 300 и т. д. подходят для больших детей или взрослых). Данный вывод как видим, согласуется с вместимостью поварешки. В результате пять порций составляют 500 граммов каши, сваренной сорокой – вороной.

    [Ответить]

  10. 10 valeriystepmn:

    Решение:

    1. Ясно, что Шерил не говорила Бернарду числа 18 и 19, иначе Бернард сразу назвал бы день рождения 18 июня или 19 мая соответственно (т.к. числа 18 и 19 не повторяются в других месяцах). Но Бернард молчит. Значит 18 июня и 19 мая исключаем.

    2. Ясно, что Шерил не говорила Альберту месяц июнь, иначе Альберт сразу назвал бы день рождения 17 июня (поскольку другая возможная дата 18 июня нами исключена, см. п. 1). Но Альберт молчит. Значит месяц июнь исключаем.

    3. Бернард утверждает, что точно знает день рождения. Это может быть только в одном случае, если Шерил сказала ему число 17. Число 17 присутствует в июне и августе, но июнь нами исключен (см. п. 2). Значит день рождения 17 августа.
    Если предположить, что Шерил сказала Бернарду другие оставшиеся возможные числа 14, 15, 16, то Бернард не мог бы утверждать, что точно знает день рождения, т.к. эти числа дважды повторяются в разных месяцах.

    4. Ясно, что Шерил могла сказать Альберту один из трех возможных месяцев – май, июль или август (июнь исключен, см. п. 2). Но в каждом из этих месяцев несколько дат, поэтому Альберт говорит, что не знает день рождения.
    Альберт не знает, какое число Шерил сказала Бернарду. Альберт лишь знает, что это могут быть числа 14, 15, 16, 17.
    Альберт рассуждает так: числа 14, 15, 16 присутствуют в двух разных месяцах и поэтому Бернард (если услышит их от Шерил) не сможет точно определить день рождения. Но Бернард утверждает, что точно знает день рождения. Альберт догадывается, что Бернард смог точно определить день рождения только в том случае, если Шерил назвала ему число 17. Т.к. дата 17 июня нами исключена (см. п. 2), то день рождения 17 августа. Теперь и Альберт знает день рождения Шерил.

    Ответ: 17 августа.

    Валерий Иванович

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    В 2. у Вас ошибка. 17 июня не исключается. Проверьте.

    [Ответить]

    valeriystepmn Reply:

    В п.2 нет никакой ошибки. Если непонятно, то прочитайте его еще раз.
    P.S. Возьмите за правило: если Вы что-то утверждаете, то именно Вы обязаны обосновать свое утверждение.

    [Ответить]

  11. 11 valeriystepmn:

    “Разжеванное” решение:

    1. Даты 18 июня и 19 мая исключаются из списка возможных д.р

    Действительно,если Шерил говорит Бернарду числа 18 или 19, то поскольку эти числа в других месяцах не повторяются, то она фактически называет Бернарду свой д.р. 18 июня и 19 мая соответственно. Бернарду остается лишь озвучить ее ответ. Но Бернард молчит, и поэтому Альберт делает вывод, что Шерил не говорила Бернарду числа 18, 19.

    2. Месяц июнь исключается.

    Действительно, если бы Шерил назвала Альберту месяц июнь, то тогда Альберт сразу бы определил ее д.р – 17 июня (т.к. дата 18 июня исключена, см. п.1). Поскольку Альберт не назвал д.р., то Бернард делает вывод, что Шерил не говорила Альберту месяц июнь.

    3. Бернард определяет д.р – 17 августа.

    Бернард мог услышать от Шерил одно из чисел: 14, 15, 16, 17 (числа 18, 19 исключены, см. п.1). Только число 17 дает возможность Бернарду определить д.р. – 17 августа (т.к. месяц июнь исключен, см. п.2). Числа 14, 15, 16 не дают возможность Бернарду определить д.р., т.к. дважды повторяются в разных месяцах.
    Поскольку Бернард сказал, что знает д.р., то это значит, что Шерил сказала ему число 17, и соответственно д.р. – 17 августа.

    4. Альберт знает только месяц. Поэтому он не может определить д.р., т.к. в каждом месяце несколько дат. Альберт считает, что и Бернард не сможет определить д.р., т.к. каждое число 14, 15, 16, 17 дважды повторяется в разных месяцах. Но Бернард говорит, что знает д.р. Альберт догадывается, что Бернард смог определить д.р. только в одном случае, если Шерил ему сказала число 17. Поскольку июнь исключен, то д.р. – 17 августа. Теперь и Альберт знает д.р. Шерил.

    Ответ: 17 августа.

    Валерий Иванович

    [Ответить]

  12. 12 Mike:

    У Вас ошибка в самом начале – исключается не только июнь, но и май. Поэтому на последнем этапе Альберт выбирает между тремя вариантами: 16 июля, 15 и 17 августа. Август отпадает и правильный ответ: 16 июля. Эту задачу уже миллион раз уже разжевали в Интернете.

    [Ответить]

  13. 13 valeriystepmn:

    Никакой ошибки.
    Если вы говорите о решении от SASMO (Singapore and Asean Schools Math Olympiads) с их ответом 16 июля, то оно не верно, так как с самого начала построено на ложном посыле.

    [Ответить]

  14. 14 valeriystepmn:

    Окончательный вариант решения:

    1. Событие: “Шерил говорит Бернарду число 19 или 18″ исключается, поскольку противоречит здравому смыслу. Соответственно даты 19 мая и 18 июня исключаются из списка возможных дней рождения.

    Действительно, если Шерил говорит Бернарду число 19 или 18, то фактически она называет Бернарду свой д.р. (поскольку эти числа не повторяются в других месяцах), и Бернарду остается лишь озвучить ее ответ – 19 мая или 18 июня соответственно. Тогда задача теряет всякий смысл, поскольку Шерил сама задает вопрос и сама на него отвечает.
    Поэтому событие: “Шерил говорит Бернарду число 19 или 18″ исключается и соответственно даты 19 мая и 18 июня исключаются из списка возможных д.р.

    2. Месяц июнь исключается. Возможные числа 14, 15, 16, 17 (числа 18, 19 исключены, см. п. 1).

    Когда Альберт говорит: “Я не знаю когда у тебя день рождения”, то это означает, что Шерил не назвала ему месяц июнь.
    Действительно, если Шерил называет Альберту месяц июнь, то Альберт сразу определяет д.р. 17 июня (поскольку дата 18 июня исключена, см. п. 1), а он не знает. Это означает, что Шерил не говорила Альберту месяц июнь. Высказывание Альберта позволяет Бернарду также сделать вывод, что Щерил не называла Альберту месяц июнь (по тем же логическим основаниям).

    4. Бернард объявляет о том, что знает д.р. Это возможно только в одном случае, если Шерил назвала ему число 17. Соответственно д.р 17 августа (дата 17 июня исключена, поскольку июнь исключен, см. п. 2). Числа 14, 15, 16 дважды повторяются в разных месяцах, поэтому определить д.р. по этим числам невозможно.

    5.Альберт, услышав, что Бернард знает д.р., догадывается, что такое возможно только, если Шерил сказала Бернарду число 17 и соответственно д.р. 17 августа. (дата 17 июня исключена, поскольку июнь исключен, см. п. 2). Числа 14, 15, 16 дважды повторяются в разных месяцах, поэтому определить д.р. по этим числам невозможно.
    Поэтому он говорит: “Отлично, теперь знаю и я!”

    Ответ: 17 августа

    Валерий Иванович.

    [Ответить]

  15. 15 valeriystepmn:

    Мой комментарий (к вопросу какой ответ верный – 16 июля или 17 августа?):

    1. Решение от SASMO (Singapore and Asean Schools Math Olympiads) (ответ – 16 июля) построено на допущении, что Шерил может назвать Бернарду числа 18 или 19 (т.е. на допущении, что Шерил сразу после своей подсказки может фактически назвать Бернарду свой день рождения. Иными словами, Шерил задает вопрос и сама не него отвечает. Бернарду остается лишь озвучить ее ответ). Если вас это не смущает, то смело пишите ответ – 16 июля.

    2. Я считаю такое допущение лишенным всякого здравого смысла. Поэтому, в моем решении (ответ – 17 августа) такая возможность исключается сразу.

    Валерий Иванович.

    [Ответить]

  16. 16 Mike:

    У Вас абсолютно не математическая аргументация, когда Вы исключаете возможность того, что Шерил не могла назвать числа 18 и 19 Бернарду. Математика интересна именно тем, что позволяет работать с понятиями. не имеющими “здравый смысл” с житейской точки зрения!

    [Ответить]

  17. 17 valeriystepmn:

    Вы говорите: “Математика интересна именно тем, что позволяет работать с понятиями. не имеющими “здравый смысл”…”
    Вы ничего не перепутали? Это задача на ЛОГИКУ! При этом никто не запрещает вам использовать тот или иной математический аппарат.

    Теперь насчет отсутствия математической аргументации. Речь ведь идет о методике решения задач. Даже школьники знают, что при решении уравнений определяют О.Д.З. (область допустимых значений). Так и в логических задачах нужно сначала исключить события, при которых задача теряет всякий смысл. И только потом можно строить свои логические цепочки. Причем при решении задачи нельзя использовать эти исключенные события, как возможные.

    В нашей логической задаче есть такое СОБЫТИЕ, которое следует сразу исключить – это “Шерил говорит Бернарду число 19 или 18″. Ведь Шерил не просто циферки называет, а фактически дает ответ на свой же ребус. Задача при этом теряет всякий смысл. Вот и подумайте ЛОГИЧЕСКИ!: возможно такое событие или нет? Должны мы исключить эту ситуацию из рассмотрения или нет?

    Как я понял, вы считаете для себя возможным строить выводы на основании событий, при которых задача теряет всякий смысл. Тогда ваш ответ, действительно, 16 июля. Я сразу исключаю такие события из списка ВОЗМОЖНЫХ событий и получаю ответ – 17 августа.

    P.S. Недопустимо строить выводы на гнилом фундаменте. Каков фундамент – таков и результат.

    Валерий Иванович.

    [Ответить]

  18. 18 Mike:

    К Вашему сведению, математическая (абстрактная) логика имеет место со всеми возможными событиями, включая те, которые с точки зрения “здравого смысла” можно было бы исключить. Поэтому Ваше решение, основанное на “здравом смысле”, может быть интересным для психологов, будущих следователей, но совершенно неприемлемо как раз с точки зрения математической логики.

    [Ответить]

  19. 19 valeriystepmn:

    Вы говорите: “… математическая (абстрактная) логика имеет место со всеми возможными событиями, включая те, которые с точки зрения “здравого смысла” можно было бы исключить. Поэтому Ваше решение, основанное на “здравом смысле”, может быть интересным для психологов, будущих следователей, но совершенно неприемлемо как раз с точки зрения математической логики.”

    Так у нас здесь вполне себе жизненная ситуация: мальчики, девочка, вопросик-угадай-ка. Нам как раз и предлагается поработатать следователем, а не арифмометром, как вы тут всем предлагаете, который ТУПО! перебирает все варианты.

    P.S. Вы говорите, что предложенное мной решение “совершенно неприемлемо … с точки зрения математической логики”. Хочу вам заметить, что любой математический инструмент нужно применять с умом.

    Валерий Иванович.

    [Ответить]

  20. 20 valeriystepmn:

    Похоже вы свою (человеческую) логику уже давно заменили на математическую (абстрактную). И аргументы теперь вам подавай математические. В противном случае, это уже, конечно, не аргумент, по определению.

    По сути вы говорите так: НЕ БУДУ ИСКЛЮЧАТЬ событие “Шерил говорит Бернарду число 19 или 18″, потому что ваш аргумент (“задача теряет всякий смысл”) – нематематический. Я все равно буду учитывать это событие в процессе своего решения. Хорошо. Но что собственно вы хотите решать? Ответ-то уже Шерил фактически дала.

    Кажется я понял, почему вы не хотите исключать это событие – потому что МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА шепнула вам, что Шерил – полная дура и от нее можно ожидать чего угодно, например, она может дать ответ Бернарду еще до того, как прозвучит вопрос задачи.

    Опять не проходит! МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА должна была сформулировать это МАТЕМАТИЧЕСКИ. Просто засада какая-то!

    P.S. Не забывайте, что это всего лишь логическая задачка, составленная для школьников. Для решения этой задачи нет никакой необходимости привлекать дополнительные математические инструменты – обычной логики вполне достаточно. Кстати, в сингапурском решении также используется обычная логика (правда там они немного накосячили).

    И оставьте в покое математическую логику! Она ни в чем не виновата! – виноваты люди, которые неумело ее используют (суют ее без разбора куда ни попадя). Как говорил Остап Бендер в “Золотом теленке”: “И не ешьте на ночь сырых помидоров, чтобы не причинить вреда … рассудку”

    Валерий Иванович.

    [Ответить]

  21. 21 valerystepmn:

    Эта сингапурская логическая задача “День рождения Шерил” составлена некорректно и поэтому не имеет решения.

    Решение:

    1. Сразу исключаем события: “Шерил говорит Бернарду число 18 или 19″ и эти события не могут рассматриваться в процессе решения, как возможные.
    Действительно, если Шерил говорит Бернарду число 18 или 19, то фактически она дает ответ на вопрос задачи. Это противоречит здравой логике.
    Поэтому 18 июня и 19 мая исключаются из списка дат рождения в самом начале решения.

    2. Альберт говорит: “Я не знаю …”
    Это означает, что Шерил не назвала ему месяц июнь, иначе Альберт сразу назвал бы д.р. 17 июня (т.к. 18 июня исключено, см. п. 1).
    Поэтому месяц июнь исключается и соответственно 17 июня исключается из списка дат рождения.

    3. Альберт говорит: “… но я знаю, что и Бернард не знает.”
    Это означает, что Шерил не назвала Альберту месяц август, поскольку в августе есть неповторяющееся число 17 (17 июня исключено, см. п. 2) и тогда была вероятность того, что Бернард мог знать – если бы Шерил назвала Бернарду число 17, то Бернард сразу назвал бы д.р. 17 августа.
    Поэтому месяц август исключается и соответственно 14 августа, 15 августа, 17 августа исключаются из списка дат рождения.

    4. Таким образом, месяцы июнь и август исключаются (см. пункты 2 и 3). Соответственно Шерил могла сказать Альберту май или июль.

    5. Бернард говорит: “Сначала я не знал, а теперь знаю.”
    После подсказки Шерил, Бернард действительно не знал д.р., т.к. у каждого числа есть свой “двойник” в другом месяце.
    Но после высказывания Альберта стало ясно, что возможны лишь два месяца май и июль, а в них есть два неповторяющихся числа 14 и 15 (14 августа и 15 августа исключены, см. п.3).
    Поскольку Бернард говорит, что теперь знает д.р., то это означает, что Шерил назвала ему 14 или 15. Если Шерил сказала 14, то Бернард определяет д.р. 14 июля. Если Шерил сказала 15, то Бернард определяет д.р. 15 мая.
    В любом случае, дата рождения нам неизвестна, т.к. нам неведомо какое из чисел 14 или 15 Шерил назвала Бернарду.

    6. Альберт говорит: “Отлично, теперь знаю и я!”
    Это неверное утверждение, т.к. Альберт не знает какое число Шерил назвала Бернарду 14 или 15. А раз так, то Альберт не может определить д.р.

    Ответ: нет решения, т.к. задача составлена некорректно.

    Валерий Иванович

    P.S. Я отзываю свое решение (с ответом: 17 августа).

    [Ответить]

  22. 22 Victor:

    В этой замечательной задаче есть неопределенность, состоящая в следующем. Первое утверждение Альберта о том, что Бертран не знает правильного ответа основано на наблюдении (апостериорно) или оно априорно (мы знаем это без наблюдения за Бертраном)?От ответа на это вопрос зависит последующая логика и решение задачи. Если мы исходим из того, что знание Альберта априорно, то это возможно только,если месяц рождения либо Июль либо Август (поскольку в Мае и Июне встречаются даты 18 и 19 которые однозначно определяют ответ). Ну и дальше выстраивается вся логика решения задачи. А что, если знание Альберта апостериорно, то есть он делает суждение,основываясь на реакции Бертрана. Тогда вполне возможно, что Альберту назвали Май и он, видя, что Бертран не знает ответа, признается, что тоже не знает ответа. Тогда уже Бертран делает вывод,что месяц рождения не июнь, поэтому мы приходим к 17 августа.

    [Ответить]

    Victor Reply:

    Никакого мая Альберту конечно не могли сообщить,все что написал является ерундной)

    [Ответить]

    Victor Reply:

    Решение “17 августа” совершенно несостоятельно, хоть априорно хоть апостериорно,хорошо хотя бы сам увидел свою ошибку)

    [Ответить]

  23. 23 valerystepmn:

    Я-то увидел свою ошибку, а вот вы, Victor, похоже даже не поняли, что эта задача не имеет решения.

    Кстати, Шерил вполне могла назвать Альберту месяц май – прочитайте внимательно мой пост №21 – там всё довольно ясно разжёвано.

    Валерий Иванович.

    P.S. Если будут вопросы, обращайтесь.

    [Ответить]

  24. 24 valerystepmn:

    Victor, заранее предупреждаю, что мое решение, изложенное в посте №21, рассчитано на людей со здравой логикой – всем остальным просьба не беспокоиться и проходить мимо (в первую очередь это касается любителей ТУПОГО перебора всех возможных и невозможных (с точки зрения здравой логики) вариантов).

    Мой вывод: задача составлена некорректно и поэтому не имеет решения.

    Валерий Иванович.

    [Ответить]

  25. 25 valerystepmn:

    Окончательный вариант решения.

    Эта сингапурская логическая задача “День рождения Шерил” составлена некорректно и поэтому не имеет решения.

    Решение:

    1. Сразу исключаем события: “Шерил говорит Бернарду число 18 или 19″ и эти события не могут рассматриваться в процессе решения, как возможные.
    Действительно, если Шерил говорит Бернарду число 18 или 19, то фактически она дает ответ на вопрос задачи. Это противоречит здравому смыслу (здравой логике).

    Поэтому 18 июня и 19 мая исключаются из списка дат рождения в самом начале решения.

    2. Альберт говорит: “Я не знаю …”
    Это означает, что Шерил не назвала ему месяц июнь, иначе Альберт сразу назвал бы д.р. 17 июня (т.к. 18 июня исключено, см. п. 1).

    Поэтому месяц июнь исключается и соответственно 17 июня исключается из списка дат рождения.

    3. Альберт говорит: “… но я знаю, что и Бернард не знает.”
    Это означает, что Шерил не назвала Альберту месяц август, поскольку в августе есть неповторяющееся число 17 (17 июня исключено, см. п. 2) и тогда была вероятность того, что Бернард мог знать – если бы Шерил назвала Бернарду число 17, то Бернард сразу назвал бы д.р. 17 августа.

    Поэтому месяц август исключается и соответственно 14 августа, 15 августа, 17 августа исключаются из списка дат рождения.

    4. Таким образом, месяцы июнь и август исключаются (см. пункты 2 и 3). Соответственно Шерил могла сказать Альберту май или июль.

    5. Бернард говорит: “Сначала я не знал, а теперь знаю.”
    После подсказки Шерил, Бернард действительно не знал д.р., т.к. у каждого числа есть свой “двойник” в другом месяце.

    Но после высказывания Альберта стало ясно, что возможны лишь два месяца май и июль, а в них есть два неповторяющихся числа 14 и 15 (14 августа и 15 августа исключены, см. п.3).

    Поскольку Бернард говорит, что теперь знает д.р., то это означает, что Шерил назвала ему 14 или 15. Если Шерил сказала 14, то Бернард определяет д.р. 14 июля. Если Шерил сказала 15, то Бернард определяет д.р. 15 мая.

    В любом случае, дата рождения нам неизвестна, т.к. нам неведомо какое из чисел 14 или 15 Шерил назвала Бернарду.

    6. Альберт говорит: “Отлично, теперь знаю и я!”
    Альберт не знает какое число Шерил назвала Бернарду 14 или 15, но он знает месяц. Поэтому теперь и Альберт знает д.р.

    И в этом случае, дата рождения нам неизвестна.

    Ответ: нет решения, т.к. задача составлена некорректно.

    Валерий Иванович

    P.S. Я отзываю свое решение (с ответом: 17 августа).

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение