Распечатать запись Распечатать запись

Матемагия, фокусы

Один из навыков, приобретаемых фокусниками через опыт, — извлечение выгоды в различных ситуациях. Имея некоторый опыт и знание психологии, они способны как бы случайно создавать наиболее благоприятные для них ситуации. Вот самый простой пример. Довольно часто можно повстречать мага, который говорит:

— У меня в кармане лежит туз. Выберите масть.

Независимо от того, какую масть вы выберете, наш маг лезет в карман, достает туза именно этой масти и показывает, что теперь его карман пуст. Вы, наверное, догадались, что четыре туза разных мастей лежат в четырех различных карманах мага, и его единственной заботой является помнить, в каком кармане какой туз лежит.

Несмотря на свою простоту, этот принцип может и должен быть скрыт от публики, и маг должен придумывать фокусы и их представление так, чтобы это даже не предполагалось. Лучшая стратегия, по крайней мере, самая простая, — убедить в том, что вариантов исхода эксперимента гораздо больше, чем это есть на самом деле. Например, можно подозревать использование этого метода, если маг попросит назвать карту, а затем вытаскивает из кармана именно названную карту и показывает пустой карман? Кажется нереальным, что у него 52 кармана, даже то, что имеется 52 различных места, куда можно положить карту. Даже если бы это было возможно, было бы слишком сложно запомнить, где находится каждая карта.

Есть много игр, в которых очень остроумно применяется этот психологический метод. Кратко опишем игру под названием “боулинг на диване’’, придуманную Филом Гольдштейном, опубликованную в журнале Apocalypse в апреле 1978 г. Рисунок тоже взят оттуда:

Фокусник просит зрителя закрыть глаза и представить, что он находится в боулинге, бросает шар, шар быстро катится 19.20 м по дорожке и попадает в кегли, сбивая некоторые из них. Далее зрителю предлагается вслух назвать количество сбитых кеглей и, наконец, открыть глаза.

Маг подает зрителю запечатанный конверт и предлагает открыть его. Внутри лежит лист бумаги, на котором написан результат игры, который назвал зритель.

Как вы думаете, фокусник должен иметь 10 различных конвертов? Фил Гольдштейн гарантирует, что требуется только 4 конверта. Как это делается?

Показать решение

На этой же идее основана математическая игра, придумал которую японец Шигео Футагава (в Йокогаме, 1943 г.). Он долгое время занимался фокусами, был профессором математики вплоть до ухода на пенсию, создал нескольких математических фокусов, например, фокус с тремя веревками, котоорый вы можете увидеть на Youtube. Следующая игра впервые была опубликован в журнале Apocalypse (в июне 1979 г.) под названием “Numeral-oh-gee’’, а затем в книге “Self-working number magic’’ (Karl Fulves ,1984) под названием “Stunumbers’’. Игра появляется в колонке Мартина Гарднера в журнале Scientific American в статье “Психологические чудеса и вероятность’’ в мае 1979 г. Эта статья также была одной из отобранных Фернандо Бласко для специального издания сборника Temas de Investigación y Ciencia под названием “El universo matemágico de Martin Gardner’’ (Матемагическая вселенная Мартина Гарднера), опубликованного в честь столетия со дня рождения этого великого человека. Излишне говорить, что этот журнал обязательно найдется в библиотеке любого любителя Гарднера.

А теперь сам фокус.

1. Фокусник показывает четыре белые карточки, на которых написаны следующие числа:

2. Фокусник отдает карточки зрителю, предлагая перетасовать их, как ему нравится, можно также сколько угодно переворачивать карточки.

3. После перемешивания зритель кладет на стол в ряд четыре карточки. До этого фокусник пишет на листке бумаги сумму чисел на всех картах, которая должна получиться, и оставляет этот лист на столе, не позволяя увидеть предсказание.

Откуда фокусник может знать сумму четырех чисел, которые будут на карточках? По-видимому, есть 16 возможных исходов, по два для каждой карточки, но на самом деле их гораздо меньше. Какой остроумный метод позволяет фокуснику в качестве прогноза писать всегда число 142?

Показать решение

Источник: http://divulgamat2.ehu.es/divulgamat15/index.php?option=com_content&view=article&id=16310&directory=67/a

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение