Распечатать запись Распечатать запись

Один из наших лучших преподавателей указал на большую ошибку в преподавании математики

и привел восемь идей его улучшения

Примечание. Это снова о школьном математическом образовании в Испании. Проблемы очень похожи на наши.

Не стоит просматривать отчет PISA, чтобы понять, что наши ученики выглядят не лучшим образом, когда речь идет о математике. Достаточно прийти в любую школу и посмотреть, как там учат этой фундаментальной дисциплине, чтобы понять, что что-то здесь не так.

В нашей стране дети выучивают наизусть таблицу умножения, но это не значит, что они научились умножать. Большинство не имеют ни малейшего понятия, как это делать. Запоминают, но не думают. И поэтому не учатся ничему полезному.

Об этой огромной ошибке в преподавании математики, которая касается также многих других предметов, говорили сотни учителей. Однако тем человеком, который на самом деле привлек всеобщее внимание к данной проблеме в нашей стране, является Хосе Антонио Фернандес Браво, декан факультета социальных наук и образования в университете Камило Хосе Села, и, возможно, наш лучший преподаватель математики.

Фернандес Браво весьма критично относится к нашей системе образования и гарантирует, что если мы ничего не изменим, крах школьного образования будет ужасным. И это относится к математике, которая, как считает профессор, плохо преподается в 97% школ, там проявляются все недостатки.

Инструмент для развития мышления

Как пояснил Фернандес Браво, мы делаем большую ошибку в преподавании математики, путая начало и конец: учим решать задачи до того, как научили понимать, в чем они состоят.

“Если я говорю, что есть три ящика, в каждом из которых содержится 12 бутылок, понятно, что три раза по двенадцать дает ответ на вопрос, сколько всего бутылок,’’ — объясняет Фернандес Браво. — “Задача решена, но ответ не вычислен. Для вычисления мне нужно проделать серию арифметических операций, которая позволит ответить “сколько’’. Вы знаете, что случилось с этой страной? Мы придаем большое значение количеству и очень малое тому, “как’’ его получить. Но именно “как’’ является тем, что способствует развитию мышления’’.

Возможно, лучшим примером, показывающим основную проблему преподавания математики, является способ, которым в течение десятилетий, или, вернее, веков учат умножать. Мы заучиваем таблицу умножения наизусть, не понимая досконально, что же при этом происходит.

“Нет необходимости запоминать всю таблицу умножения’’, — сказал декан категорически. — “Вы можете получить таблицу умножения на два, удвоив умножение на один, это легко. Таблица умножения на 7 начинается с 7\times7, не нужно запоминать 7\times1 и 7\times2, потому что 7\times1 и 7\times2 — это то же, что 1\times7 и 2\times7. Почему коммутативность умножения изучается позже, чем это необходимо?’’

Профессор настаивает на том, что мы прекрасно знаем, как учить лучше, но не меняем методов преподавания по многим причинам, которые нужно проанализировать. Вот его 8 идей по улучшению математического образования и попутного изменения наших школ, чтобы граждане будущего получали должное образование.

1. Мы должны применять современные методы

“Чтобы достигнуть своих целей, образовательная система не может пользоваться всегда одними и теми же методами’’, — говорит Фернандес Браво. — “Мы хотим добиться современных целей, хотим понять и суметь удовлетворить новые социальные потребности, а этому не способствует нынешняя система образования’’.

Хорошо то, что у нас имеются новые методологии, плохо, что мы их не применяем. “Сегодня мы знаем, как это сделать иначе,’’ — сказал декан. — “Почему бы не применить это, если доказано, что так будет лучше? Может быть, нет заинтересованности в том, чтобы сформировать мышление, чтобы каждый гражданин мыслил самостоятельно и критически. Возможно, это игра и маска, когда говорят: “мне неинтересно, что ты думаешь’’, потому что сегодня мы знаем, как можно научить думать’’.

2. Не нужно менять культуру труда, нужно менять культуру слушания

Очень часто приходится слышать, что наша система образования страдает из-за недостатка усилий и дисциплины наших учеников. Для Фернандеса Браво это просто способ уклониться от ответа: “Так как мы не смогли сделать то, что нужно, мы каким-то образом должны объяснить нашу неудачу. Один из способов — то, что мы предложили не то, что нужно, а другой — то, что другие не делали то, что должно’’.

“Вы старайтесь’’ — настаивают органы образования. “Старайтесь что делать?’’, — спрашивает декан. — “Следовать одной теме за другой без понимания? Я не могу стараться понять деление, если не понимаю умножения. Как бы я ни старался, каким бы дисциплинированным я ни был, как много операций я бы ни выполнил, я не начну понимать.’’

По мнению Фернандеса Браво, не нужно менять культуру труда, нужно менять культуру слушания при обучении: “Система образования должна позволять учить учеников говорить, чтобы иметь возможность их слушать, а не только учить их слушать преподавателя. И пока мы не начнем принимать во внимание и уважать данную парадигму, вряд ли мы что-то изменим’’.

3. Не двигаться вперед, пока не будет лучших результатов, полученных с приложением меньших усилий

Как считает Фернандес Браво, методика хороша в том случае, если она дает возможность получить лучшие результаты с меньшими усилиями. “Что происходит сегодня?’’ — спрашивает он. — “Нет образовательного прогресса. Почему? Потому что вместо того, чтобы получать лучшие результаты с меньшими усилиями, получаем худшие результаты, а дети прилагают внушительные усилия, решая множество задач, учителя прилагают большие усилия, получая некоторые не очень хорошие замечания извне. Что такое новаторская методология? Та, что дает лучшие результаты, а не та, которая приносит Ipad’ы в школы’’.

4. Нужно преодолевать сопротивление переменам

По мнению декана, “изменение привычного в обществе стоит большого труда’’, и власти не поняли, что у нас есть новые методы, позволяющие научить большему и лучше. “ Что нужно делать сегодня в школе?’’ — спрашивает Фернандес Браво. — “Выполнить требования отца и матери и дать отпор привычному. Я всегда добавляю о привычном. Если не учитывается это добавление, то школа не учит правильно. И мы никогда не продвинемся вперед’’.

5. Мы не должны путать повышение уровня и опережающее обучение

Профессор очень недоволен новым законом об образовании. “Те, кто принял этот закон, путают повышение уровня с опережающим обучением’’, — говорит он. — “Что будет происходить? Если раньше неудачи начинались в шестом классе, теперь они будут начинаться в третьем, 90% детей математика будет мешать в третьем классе. Почему? Учитель будет тот же самый, объем знаний будет увеличен, и пока в других странах продвигаются вперед медленно, но качественно, чтобы позже двигаться быстрее и понимать материал, здесь мы учим много и плохо, чтобы не дать возможности действовать и уничтожить интеллектуальный прогресс как можно скорее’’.

6. Технология должна быть средством, а не целью

“Новые технологии, используемые неправильно, не дают возможности владеть материалом, понимать и осознавать’’, — сказал Фернандес Браво категорически. Что мы делаем с новыми технологиями? По словам декана, “заменяется напечатанная на бумаге книга таким же необработанным цифровым изображением этой книги. Вы можете научить с помощью двух палочек и трех камней лучше, чем с помощью самых современных технологий, потому что в итоге нет никакого прогресса, пока лучшие результаты не достигаются с меньшими усилиями’’.

7. Вина лежит на учреждениях, не на преподавателях

Когда ищут тех, кто виноват в провале системы образования, обычно говорят, что учителя плохо подготовлены, плохо мотивированы и противятся переменам, что, по мнению Фернандеса Браво, далеко реальности.

“Я встречаюсь в течение года более чем с 2000 учителями,’’ — говорит декан. — “Я могу гарантировать, что на факультете нет никакого сопротивления переменам. Есть апатия, беспокойство, разочарование, потому что никакая организация, учреждение или орган, которые должны поддерживать учителей, не делают этого. Есть учителя, ведущие 500 часов подготовки по математике, например, в то время как другие учителя смотрят телевизор. Затем инспектор требует устаревшие методы, не оценивая те 500 часов, или закон об образовании говорит: “Оставьте глупости, перестаньте думать и начните учить умножать, как принято’’. Неудивительно, что учителя устают’’.

8. Решение близко

“Мы живем в такое время, когда кажется, что действие идеи зависит от расстояния, которое она проходит,’’ — говорит Фернандес Bravo. — “Если идея приходит из Висконсина, о, она сказочная. Если идея приходит из Мостолес, она не такая сказочная. В Испании есть уже много людей, которым есть что сказать, и они должны это сказать. Однако нам неинтересно их слушать. Нет необходимости уезжать далеко, чтобы увидеть, какие имеются методы’’.

Иногда мы забываем очевидное: система, по определению, есть совокупность взаимосвязанных упорядоченных вещей, способствующих достижению определенной цели. Не получится взять некоторые аспекты финской системы образования и привнести их в нашу, если все вместе не будет правильно работать. У нас есть инструменты, методы и руководители, необходимые для создания действительно эффективной системы образования в Испании, но мы игнорируем их день за днем. И поэтому мы терпим поражение.

Источник: http://www.elconfidencial.com/alma-corazon-vida/2015-01-08/uno-de-nuestros-mejores-profesores-senala-el-gran-error-en-la-ensenanza-de-matematicas_599881/

Комментариев: 5

  1. 1 Корнеев В.Ф.:

    Это всё ерунда. А почему я бросил учительскую работу, не заработав даже 5-летнего стажа?
    1) “Учитель ставит двойку сам себе”. Это значит я, имея 4-6 классов, и в каждом по 30-40 человек, должен работать без двоек?
    2) Самые настоящие дубы, пни-пнями доказали мне, что вполне могут обходится без математики. Она им не нужна в жизни. Достаточно одной арифметики в пределах первого класса. Что отсюда следует? Что начиная с 5-го класса школа должна перестать быть общеобразовательной. Классы должны получить дифференциацию на точные и гуманитарные.

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Так дело же не только в математике. Я вот хожу по улицам, смотрю на людей… Большинство живет с закрытыми глазами, ну или “в бреду” (с). Как их научить предвидеть последствия своих действий, например? Не было такого, как сейчас. Энтропия резко растет.

    [Ответить]

    Корнеев В.Ф. Reply:

    А зачем их “учить предвидеть последствия своих действий”? Дубы мне доказали обратное. И хорошо доказали. Один репетитор открыл такой закон: “количество знаний у обучающегося обратно пропорционально его жизненному уровню”.

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Мне не доказали. А отвечать за свои слова, свои действия тоже не нужно? Мне людей жалко, хотя они и такие же по большей части.

    [Ответить]

    Алексей Reply:

    Это неверно. Вряд ли миллиардеры или мультимиллионеры не обладают знаниями. Но только знания у них такие, которые помогают умножать капитал. Без разницы, каким путём. А у преподавателей знания, которые напрямую не позволяют зарабатывать деньги их носителям, за исключением репетиторства. Jedem das Seine. у Ярослава Шипова в одном из рассказов есть фраза: “У Авдюхи Текутьева душа миллиона требует, а нам и грошика достаточно”. Не надо путать “Божий дар с яичницей”.

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение