Распечатать запись Распечатать запись

Эмми Нётер

Отец Эмми Нётер — Макс Нётер — был выдающимся математиком и профессором в Эрлангене. Ее мать, Ида Кауфман, происходила из богатой кельнской семьи. Оба родителя Эмми были евреи. Эмми была старшей из четырех детей, у нее было три младших брата.

В 1887—1889 гг. Эмми Нётер училась в höhere Tochter Schule (высшей женской школе) в Эрлангене с 1889 до 1897 года. Изучала немецкий, английский, французский языки, арифметику и училась играть на фортепиано. Она любила танцы и каждый раз с нетерпением ожидала праздников с участием детей коллег своего отца по университету. В это время она собиралась преподавать языки, после дальнейшего изучения английского и французского языков сдала экзамены земли Бавария, и в 1900 году стала сертифицированным преподавателем английского и французского языков в баварских школах для девочек.

Однако Нётер не стала преподавателем иностранных языков. Вместо этого она выбрала сложный для женщины того времени путь и начала изучать математику в университете. Женщины могли учиться в немецких вузах неофициально, и каждый профессор должен был дать разрешение на посещение его курса. Нётер получила разрешение присутствовать на лекциях в университете Эрлангена с 1900 по 1902 г. Прослушав их и сдав экзамен на аттестат зрелости в Нюрнберге в 1903 году, она отправилась в Гёттингенский университет. В 1903—1904 гг. она посещала лекции Блюменталя, Гильберта, Клейна и Минковского.

В 1904 году Нётер была зачислена в университет Эрлангена, и в 1907 году она защитила докторскую диссертацию, работая под руководством Пауля Гордана. В теореме Гильберта о базисе 1888 г. было доказано существование базиса конечной системы инвариантов от n переменных. Гордан, однако, использовал конструктивный подход и искал конструктивные методы, приводящие к тем же результатам. Докторская диссертация Нётер следует конструктивному подходу Гордана, в ней приводятся системы 331 ковариантных форм.

После защиты диссертации естественным путем к получению академической должности была habilitation — дополнительный аттестат, необходимый для чтения лекций в немецком университете. Однако это было невозможно для женщин, поэтому Нётер осталась в Эрлангене, помогая отцу, который, в частности, из-за собственных проблем со здоровьем был благодарен дочери за помощь. Нётер также работала над своими собственными исследованиями, в частности, она поддалась влиянию Фишера, который сменил Гордана в 1911 году. Это влияние привело Нётер к абстрактному подходу Гильберта, она ушла от конструктивного подхода Гордана.

Репутация Нётер с появлением ее публикаций быстро выросла. В 1908 году она была избрана в Circolo Matematico di Palermo (Итальянское математическое общество), затем в 1909 году она была приглашена стать членом Deutsche Mathematiker-Vereinigung (Немецкого математического общества), и в том же году она была приглашена выступить на официальном заседании общества в Зальцбурге. В 1913 году она читала лекции в Вене.

В 1915 году Гильберт и Клейн предложили Нётер вернуться в Гёттинген. Они убедили ее оставаться в Гёттингене, в то время как они боролись за то, чтобы ее официально принять на факультет. В долгой борьбе с университетскими властями за это разрешение было много неудач, и только в 1919 году оно было получено. Все это время Гильберт позволял Нётер читать лекции, объявляя ее курсы под своим именем. Например, курс, прочитанный в зимнем семестре 1916–17 уч. г. значился как

Семинар по математической физике: профессор Гильберт, ассистент д-р Э. Нетер, по понедельникам с 4 до 6, не обучение.

Первая часть работы Эммы Нетер, написанная в Гёттингене в 1915 году, является результатом в области теоретической физики, который иногда называют теоремой Нётер. В ней доказана связь между симметрией в физике и законами сохранения. Этому основному результату общей теории относительности была дана высокая оценка Эйнштейном в письме к Гильберту: он писал о

глубоком математическом мышлении Нётер.

Это была ее работа по теории инвариантов, которая привела к формулировке нескольких понятий общей теории относительности Эйнштейна.

В Гёттингене после 1919 г. Нётер отошла от теории инвариантов и стала работать над теорией идеалов. Она разработала абстрактную теорию, которая помогла развить теорию колец в большую область математики. Работа Idealtheorie in Ringbereichen (Теория идеалов в кольцевых областях, 1921) имела принципиальное значение для развития современной алгебры. В этой статье она дала разложение идеалов в пересечение примарных идеалов в любом коммутативном кольце с возрастающими цепями. Ласкер (чемпион мира по шахматам) уже доказал этот результат для полиномиальных колец.

В 1924 году Б. Л. Ван дер Варден приехал в Гёттинген и провел год, учась у Нётер. После возвращения в Амстердам Ван дер Варден написал свою книгу “Современная алгебра’’ в двух томах. Большая часть второго тома состоит из работ Нётер.

Начиная с 1927 года, Нётер сотрудничала с Гельмутом Хассе и Ричардом Брауэром, работая над некоммутативными алгебрами.

Кроме преподавания и исследований, Нётер помогала редактировать журнал Mathematische Annalen. Большая часть ее работ появляется в статьях, написанных коллегами и студентами, а не под ее именем.

Дальнейшее признание ее выдающихся математических достижений пришло с приглашениями на Международные математические конгрессы в Болонье в 1928 году и в Цюрихе в 1932 году. В 1932 г. она также получила совместно с Артин Мемориальную премию Альфреда Акермана – Тойбнера за распространение математических знаний.

В 1933 году не посчитались с ее математическими достижениями. Нацисты заставили ее уволиться из университета Гёттингена, потому что она была еврейкой. Она согласилась стать профессором, работающим по контракту, в колледже Брин-Мор в США, а также читала лекции в Институте перспективных исследований в Принстоне.

Вейль в своей мемориальной речи сказал:

“Ее значение для алгебры не может быть ограничено полностью ее собственными работами, она имела большое стимулирующее влияние, и многие из ее идей оформились только в работах ее учеников и коллег’’ .

В [26] Ван дер Варден пишет:

“Для Эмми Нётер отношения между числами, функциями и операциями стали прозрачными, продуктивными и поддались обобщению только после того, как они были отделены от каких-либо конкретных объектов и были сведены к общим понятийным отношениям’’.

Источник: http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/Biographies/Noether_Emmy.html

Один комментарий

  1. 1 Алексей:

    В своих мемуарах Л.С. Понтрягин описывает как он присутствовал на лекции Нётер в Москве. Она читала лекцию на немецком, но ему – слепому! – и не знающему немецкого языка, было всё понятно. Я не могу подвергать сомнению слова Понтрягина. Поэтому можно считать это доказательством вышеизложенного в статье.

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение