Распечатать запись Распечатать запись

Все, что как вы думали, вы знаете об обучении, неверно

К сожалению, обучение через постепенное осмысление книг - не все стратегии обучения

Ведение записей во время занятий? Обучение по темам? Соответствующая среда обучения? Все в точности противоречит лучшей стратегии обучения.

Вот что говорит Роберт Бьорк, директор центра обучения и памяти, заслуженный профессор психологии и широко известный специалист по запоминанию вещей в мозгу таким образом, чтобы они там хранились.

Оказывается, что все, что нам кажется, мы знаем об обучении, является неправильным.

Во-первых, давайте подумаем, как обрабатывается большое количество учебного материала.

“Люди, как правило, пытаются узнать новое блоками’’, — сказал Бьорк. — “Освоить одно, а потом перейти к следующему’’

Вместо того чтобы это делать, Бьорк рекомендует чередование. Эта стратегия предполагает, что вместо того чтобы тратить час работы над подачей в теннисе, вы отрабатываете разные навыки, такие как удары слева, удары с лета, гашение и работа ног.

“Это создает ощущение сложности’’, — говорит Бьорк. — “И люди, как правило, не замечают немедленного эффекта обучения’’.

Вместо того, чтобы сделать заметный шаг вперед после целенаправленной отработки, чередование позволяет практически незаметно улучшить многие навыки. Но со временем сумма этих маленьких шагов будет гораздо больше, чем сумма тех скачков, которые можно сделать, потратив столько же времени на поочередное освоение каждого навыка.

Бьорк объясняет, что успешное чередование позволяет определить “место’’ каждого навыка среди других. “Если информация изучается так, что она может быть соотнесена с другими вещами в памяти, обучение является гораздо более продуктивным’’, — говорит он. Но с одной оговоркой: убедитесь, что мини-навыки, которые вы чередуете, связаны некоторым образом. Если вы пытаетесь научиться играть в теннис, вы должны чередовать удары слева, удары с лета, гашение и работу ног, но не синхронное плавание, изучение европейских столиц и программирование на языке Java.

Аналогичным образом, учиться только в одном месте хорошо до тех пор, пока будет необходимо вспоминать информацию только в этом месте. Если же нужно получить информацию, которая будет доступна за пределами вашей комнаты в общежитии, или офиса, или укромного уголка на втором этаже библиотеки, Бьорк рекомендует учиться в различных местах.

Чередование и различные места учебы помогут в освоении математики, изучении французского языка или даже в попытках стать лучшим в бальных танцах. Некоторым образом связанное с этим явление — дистанционный эффект, который впервые был описан Германом Эббингаузом в 1885 году — также помогает.

“Если вы что-то изучаете, а затем делаете перерыв, тесты показывают, что чем дольше перерыв, тем больше вы забудете’’, — сказал Бьорк.

Но здесь есть и плюс: если вы что-то изучаете, потом делаете перерыв, а затем еще раз возвращаетесь к тому же самому, то чем больше был перерыв, тем больше вы узнаете после второго раза. Бьорк объясняет это так: “Когда мы извлекаем что-то из нашей памяти, мы делаем больше, чем просто обнаруживаем, что это там есть. Это не похоже на воспроизведение. То, что мы извлекаем, становится легче получить в будущем. При условии, что поиск завершается успешно, он тем более выгоден, чем более сложным и запутанным он был’’.

Обратите внимание, что существует одна тонкость: “при условии, что поиск будет успешным’’. Вы должны таким образом устроить ваши занятия, чтобы информацию, которую вы узнали во время первого захода нужно было чуть-чуть восстановить. Тогда, чем больше вы должны будете работать, чтобы вытащить ее из вашей памяти, тем больше этот второй подход даст для вашего обучения. Если вы начнете заниматься второй раз слишком рано, это будет слишком легко.

Согласно этому, Бьорк также рекомендует делать записи только после занятий, а не во время их — заставлять себя вспомнить информацию, которая была дана на лекции, более эффективно, чем просто копировать ее с доски. Для этого вам нужно будет работать. Чем больше вы работаете, тем больше вы узнаете, и чем больше узнаете, тем большего вы можете достичь.

“Забудьте о забывании’’, — говорит Бьорк. — “Люди склонны думать, что при обучении в памяти строится некое здание, а при забывании теряются вещи, которые построены. Но в некоторых отношениях все наоборот’’.

Смотрите, как только вы узнаете что-то, вы никогда это не забудете. Помните номер телефона вашего лучшего друга детства? Нет? Ну, Бьорк показал, что если бы вам его напомнили, вы запомнили бы его гораздо быстрее и крепче, чем если бы вас попросили запомнить новый семизначный номер. Так что этот старый номер телефона вы не забыли — он живет где-то в вас, — но вспоминать может быть немного сложнее. И мы считаем забывание заклятым врагом обучения, в некотором смысле это тоже неправильно. Они живут в своего рода симбиозе, в котором забывание фактически помогает вспоминанию.

“Поскольку люди имеют неограниченную возможность помнить, возникнет путаница, если все это будет воскрешено’’, — говорит Бьорк. — “Представьте, что вы вспомнили все телефонные номера всех мест, где вы когда-либо жили. Тогда если кто-то попросит вас ваш текущий номер телефона, вам придется выбирать его из длинного списка’’. Вместо этого мы забываем старые телефонные номера, или, по крайней мере, хоронить их глубоко под нашим текущим номером, который легко вспоминаем. Так что заклятые враги больше похожи на удаленных сотрудников.

Источник: http://www.wired.com/geekdad/2012/01/everything-about-learning/

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение