Распечатать запись Распечатать запись

Страна должна знать своих “героев” (с)

Тайное всегда становится явным… (c)

Живет в городе Сосновый Бор Ленинградской области Борис Степанович Новосельцев. Занимается он тем, что учит детей нашего города физике, астрономии и математике. И дети добиваются отличных результатов в олимпиадах школьников различного уровня по этим предметам. Есть даже призеры Всероссийской олимпиады. Все это очень хорошо, но только что случилась очень некрасивая история, связанная с олимпиадами и Б.С. Новосельцевым, которая и побудила меня написать эту статью.

Сначала немного о том, как проходит городская олимпиада школьников Санкт-Петербурга по физике. Эта олимпиада уровневая, ее дипломы засчитывают при поступлении в вузы. Олимпиада открытая, организаторы приглашают участвовать в олимпиаде детей из разных регионов страны. Правила проведения олимпиады выложены на ее сайте: http://physolymp.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=616&Itemid=78. В этих правилах особо отмечено, что организатор олимпиады в регионе должен распространить информацию о ее проведении, чтобы в ней могли принять участие все желающие школьники. Еще написано, что задания олимпиады высылаются организаторам по электронной почте. Первый тур проверяется на местах организаторами. По его результатам определяются прошедшие на второй тур. Второй тур пишется также по месту жительства, но работы отправляются на проверку в Санкт-Петербург. И уже по результатам этой проверки выдаются дипломы и грамоты олимпиады первого уровня. Все это очень важные моменты, которые необходимы для понимания того, что произошло.

В этом году в Сосновом Бору впервые проводилась Санкт-Петербургская городская олимпиада по физике, организатором которой выступил Б.С. Новосельцев. О проведении первого тура знали только и исключительно его ученики, посещающие кружок, который он ведет. В том, что нашлись бы другие ребята, которые с удовольствием приняли бы участие в олимпиаде, я лично не сомневаюсь. Не сомневаюсь хотя бы потому, что у себя дома имею такого ребенка.

Дальше — больше. Второй тур олимпиады проводился в воскресенье, 19 февраля. Накануне, в субботу вечером, нам позвонил знакомый мальчик и попросил помочь в решении задач по физике, потренироваться перед олимпиадой. Дело в том, что мой муж в школьные годы имел диплом Всероссийской олимпиады по физике. Он до сих пор физику любит и знает, помогал сыну, а теперь и с дочкой решает интересные задачки. Разумеется, муж сказал мальчику, что тот может прийти. Мальчик пришел очень поздно, около 10 вечера. На вопрос, почему так поздно, ответил, что только что получил задачи. Интересовала его только одна задача, решение которой ему и было рассказано. Кроме того, муж отметил, что задачка очень интересная и красивая.

Вот и все. Вроде бы ничего такого. Правда, какие-то мысли, откуда такая задачка, все-таки появились. А на следующий день что-то стало беспокоить, возникли некоторые сомнения, захотелось эти сомнения прояснить.

Дело в том, что у нас с мужем в Питере есть одноклассники (да-да, по той самой ФМШ 45 при ЛГУ, поверьте, это очень много), а у этих одноклассников есть дочка, которая активно участвует в олимпиадах по физике и показывает в них отличные результаты. И девочка учится в той же самой параллели, что и приходивший накануне мальчик. Дальше все просто. Она должна писать олимпиаду. Значит, у нее можно попросить задачи. Звоню ребятам, задачи мне высылают. И что вы думаете? Под номером три (задач всего 5) в присланном варианте фигурирует именно та задача, решение которой так хотел получить мальчик. И картинка, и обозначения, все совпадает полностью.

Но это еще не все. У тех же одноклассников есть старший сын, который, будучи школьником, активно участвовал в олимпиадах по физике и тоже добивался очень хороших результатов. Так вот, этот сын сейчас принимает активное участие в организации Санкт-Петербургской городской олимпиады по физике. Он заинтересовался моим вопросом, спросил, нужны ли решения и т.д. В конечном счете, он спросил, а в чем, собственно, дело. Я ему все рассказала. Естественно, человеку, участвующему в проведении олимпиады, совсем не все равно, что ее так проводят. И он обещал сообщить мою информацию дальше, сказал, что будут разбираться. И это было абсолютно правильно. И разобрались, потому что людям небезразлична эта олимпиада, потому что при нынешнем отношении к образованию, при общем падении интереса к учебе, олимпиады являются чуть ли не единственным способом найти талантливых детей, заинтересованных в изучении разных предметов.

А я еще сходила в наш городской Комитет образования, где попыталась поговорить о происшедшем с председателем Комитета, М.Г. Мехоношиной. Эта попытка была, наверное, заранее обречена на неудачу, но сделать ее, пожалуй, все-таки следовало.

Председатель Комитета образования обрадовалась, когда узнала, что ее Комитет никакого отношения к этой олимпиаде не имеет, что речь идет об этичности поведения педагога. Далее она при мне позвонила директору Центра развития творчества Л.З. Бедной (это то место, где проводилась олимпиада). Л.З. Бедная сообщила, что олимпиада была пробная, проходила в тестовом режиме, была организована только для школьников, обучающихся в ЦРТ (ну да, только “для своих’’, еще раз напоминаю о правилах этой самой “пробной’’ олимпиады). И вообще, олимпиада проходила в режиме онлайн (тут просто нет слов, опять же читайте правила).

После получения всей этой информации мне было сообщено, что я чего-то не понимаю, что в режиме онлайн задача не могла быть известна заранее, что уважаемый человек Б.С. Новосельцев, имеющий столько достижений, вырастивший столько талантливых учеников и давший столько результатов, не стал бы “мараться’’, мол, зачем ему это. Пришлось сказать о деньгах и славе. Мне ответили, что денег это не приносит (ну-ну, я первый год на свете живу, я не знаю ничего о категориях учителей и премиях, и надбавках, ага). И под занавес мне было сказано, что мне необходимо понимать, что я говорю о человеке очень скромном, целиком погруженном в науку (вот какое отношение наука имеет к олимпиадам школьников, честное слово, я не знаю), его даже за руку водили, чтобы он стал участником какого-то преподавательсткого конкурса и получил свои 100 тыр. (про деньги это уже моя информация, почерпнутая из других источников, по словам М.Г. Мехоношиной, их там нет).

В общем, городскому Комитету образования совершенно все равно, каким образом получаются результаты, кто учит наших детей. Главное, чтобы эти результаты были. А они есть! Поэтому уважаемого человека “не замай’’! Надо сказать, что я опять же не понимаю, какое отношение все достигнутые результаты детей до этого имеют к тому, что произошло в это воскресенье. Разве что некоторые из них могут быть поставлены под сомнение…

Вот такая история приключилась… Больше всего при этом мне жаль детей, которых учат такие педагоги. И совсем неважно, научит он их физике, астрономии и математике или нет. Важно другое: то, чему они могут научиться дополнительно. К сожалению, это то, что честному и порядочному человеку не свойственно…

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение