Распечатать запись Распечатать запись

Почему наши дети отстают в математике

А вот так обстоит дело в Канаде. Я не знаю, как вам, а мне сразу вспомнилась широко разрекламированная “замечательная’’ программа заслуженного педагога Л.Г. Петерсон с ее (а может, откуда-то взятым?) утверждением о том, что не нужно учить таблицу умножения ;)

Анна Стокке

Почему наши дети отстают в математике

Я и мои коллеги, преподающие математику в университете, недавно написали ходатайство с призывом к правительству повысить качество преподавания математики, начиная с детского сада и до 8-го класса.

Безусловно, одной из самых важных вещей, которые мы можем сделать, чтобы улучшить качество математического образования для детей в нашей провинции, — это гарантировать, что наши преподаватели получают ту математическую подготовку, которую заслуживают они сами и их ученики. Меры, которые предлагаются в ходатайстве, — первые и необходимые шаги, чтобы это выполнить.

За прошедшую неделю я выслушала много мнений относительно того, что считается серьезной проблемой, связанной с математикой в школе. Почему школьники в Манитобе хуже научены математике по сравнению с остальной частью страны?

Я не только математик, у меня есть двое маленьких детей. Как профессор математики, я вижу уровень студентов, которые посещают университетские курсы, и как родитель, я разговариваю со своими детьми о том, что они делают в школе. Я вижу тревожные тенденции в обоих случаях.

Важно отметить, что математика не изменилась в последнее время: математика, или арифметика, которую дети проходят, начиная с детского сада и до 12 класса сегодня — это та же математика, которая была в течение сотен лет.

Тем не менее, любой, чей ребенок учится в школе в провинции Манитоба, знает, что методы преподавания математики изменились. В центре внимания, кажется, то, как математика преподается, в противоположность тому, что преподают, и эти новые методики преподавания математики якобы строятся на базе научных исследований.

Я провела немало времени, просматривая статьи о математическом образовании и заметила, что многие из этих новых методов обучения основаны на исследованиях, которые проведены не надлежащим образом (выборки малых размеров, отсутствие случайности, отсутствие контрольных групп или выбор их неправильным образом). Поэтому я весьма сомневаюсь, когда я слышу слова “исследование показывает’’, сказанные по отношению к методам преподавания математики.

Как бороться с отставанием детей по математике?

Математика — предмет, в котором очень важны накопленные знания. Чтобы научиться умножать, нужно уметь складывать, чтобы освоить деление, нужно уметь умножать, и чтобы изучать алгебру, нужно свободно пользоваться дробями. Список можно продолжить.

Когда дети не изучают одно понятие должным образом, это делает трудным изучение другого понятия, которое опирается на первое. Именно поэтому проблемы в математическом образовании начинаются рано — в начальной школе — когда дети должны учиться основам, чтобы затем иметь возможность перейти к более сложным понятиям.

Когда дети двигаются дальше без овладения ранними понятиями, и дети, и учителя расстроены, и ухудшение знаний может прогрессировать довольно быстро.

К сожалению, отработка и запоминание некоторых вещей уже не являются приоритетными в наших школах. Для решения простых арифметических задач детей учат использовать слишком сложные “горизонтальные’’ методы. Теперь просто знание, как ответить на базовый вопрос по умножению, независимо от того, сколько времени требуется на этот ответ, считается достаточным уровнем знаний.

Представьте себе школьника средних классов, которого ставит в тупик задача по алгебре, потому что ему необходимо вычислять произведение 9\cdot4 повторными сложениями: 9 + 9 + 9 + 9 = 36!

Дети настроены на неудачу, если от них не требовать запоминания основных вещей. Без запоминания они будут останавливаться на простых действиях, когда они попытаются решать более сложные задачи.

Важно понимать основы, лежащие в математике, которая преподается, но это не должно осуществляться за счет основных арифметических навыков. Ложное разделение в математическом образовании состоит в том, что запоминание и отработка основных навыков должны происходить за счет понимания. Это просто неверно: можно и должно делать и то, и другое.

(Дети должны быть в состоянии сказать вам, что 9 \cdot 4 = 36 автоматически, но они также должны быть в состоянии сказать вам, что это происходит потому, что 9 + 9 + 9 + 9 = 36).

Мы не стали бы мешать ребенку практиковаться на фортепиано или запоминать гаммы, так как мы знаем, что это единственный способ стать хорошим пианистом. Мы также знаем, что дети могут добиться успехов в спорте только за счет жестких регулярных тренировок.

Кроме того, дети должны отрабатывать арифметические навыки без калькуляторов, выполнять достаточное количество математических примеров с помощью карандаша и бумаги и выучить таблицу умножения для того, чтобы научиться математике.

Детям нужно время, у них должно быть разумное число часов математики ежедневно в школе, и это должно быть самым важным. Дать ребенку прочный фундамент начальных математических знаний — самое главное, что может сделать начальная школа для обеспечения последующего успеха в математике и производства способных работать с числами граждан.

Как Манитоба может исправить недостатки образования в начальной школе? Во-первых, мы должны настаивать на том, чтобы учителя начальных классов имели высокий уровень знания математики. В идеале, специалисты по математике должны присутствовать в школах, начиная примерно с 3-го класса.

Кроме того, мы должны обеспечить, чтобы знания детей в каждом классе были оценены. При отставании ребенка необходимо немедленное вмешательство. Дети не должны проталкиваться системой на следующий уровень, когда они еще к нему не готовы, когда они не получили необходимую им поддержку, чтобы добиться успеха.

Математические программы должны быть пересмотрены, в частности, должен быть сделан акцент на практике и запоминании.

Наши дети заслуживают превосходного обучения математике по сильным программам, чтобы они сами могли выбрать себе дальнейшую карьеру.

Если наши дети отстают по математике, у нас будет дефицит инженеров, технологов, ученых, математиков и экономистов, и не только.

Наше правительство должно принять меры. Успех наших детей и нашей экономики зависит от этого.

Анна Стокке — профессор факультета математики и статистики Университета Виннипега. Она одна из тех, кто организует факультативное обучение математике учеников 4-го класса в своем доме два раза в неделю.

Источник: http://www.winnipegfreepress.com/opinion/westview/why-our-kids-fall-behind-in-math-129938903.html

Комментариев: 5

  1. 1 Математика в школах Великобритании | Математика, которая мне нравится:

    [...] сами пишут о безобразной ситуации с их школами, про Канаду уже тоже было, а вот теперь вам статья о том, что [...]

  2. 2 Максим:

    Очень хорошая статья. Проблема оказывается мирового значения:)

    [Ответить]

  3. 3 Ирина:

    3-й класс…вдруг резко посыпалась математика…выяснила-забылась таблица умножения….вернулись назад и снова выучили! …что еще смущает, что через неделю, каникул например, ребенок может забыть почти все что учил ранее??!! я понимаю, что нужно повторять…но это что же, повторять все азы каждый раз? , так и на новый материал не будет ни времени, ни куда его впихнуть…

    [Ответить]

  4. 4 Ольга:

    Просто отличная статья! В точку! У меня сын все время сталкивается с такими проблемами. Что-то разбираем, практикуем, забываем. А все потому что базовые концепции в начальной школе не были закреплены. уже не знаем что и делать.

    [Ответить]

  5. 5 Ольга:

    Будем наверстывать упущенное!

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение