Распечатать запись Распечатать запись

Проблема ЕГЭ

Много всего в последнее время говорится о ЕГЭ. На мой взгляд, введение его в наших школах было серьезной ошибкой. Вместо учебы осталась дрессировка, знаний у выпускников стало меньше. Но сейчас хотелось бы написать не об этом и не о последствиях поголовного списывания на выпускных экзаменах в школах в этом году, а о том, что, на мой взгляд, является основной проблемой ЕГЭ — о совмещении выпускного экзамена со вступительным.

Немного об истории вопроса, потому что нельзя сказать, что Единый государственный является здесь первопроходцем. Было это все у нас уже, было. В конце девяностых годов в Санкт-Петербурге физ-мат школьники писали свой вариант письменного экзамена по математике, который (при удачном его написании) засчитывался за вступительный. По-моему, не во все вузы, но в некоторые точно, причем в достаточно приличные. Те же школьники, которые не сумели написать такой экзамен достаточно хорошо, могли сдавать вступительные экзамены наравне со всеми. Тут нужно сказать, что существовал еще и так называемый профильно-элитарный экзамен по математике, который всеми считался очень сложным, и мало кто на него ходил. А вот его уже засчитывали за вступительный многие вузы Санкт-Петербурга.

Написание выпускного экзамена, который был одновременно вступительным, контролировали представители вуза, в нашем случае это был СПбГУ. Вроде бы люди должны были быть заинтересованы в том, чтобы к ним пришли хорошие студенты. На самом деле, все было несколько иначе. Поскольку у нас, как правило, всем на все наплевать, а кроме того, выпускники этой школы были заведомо лучше, чем выпускники подавляющего большинства остальных школ, то и контролировалось все очень слабо, а точнее сказать — никак. Экзамен проходил очень удобно, с точки зрения большинства детей. Можно было разговаривать, совещаться, сверять ответы, воспитатели и некоторые учителя приносили написанные на листочках решения задач тем, кто в них нуждался. Все было очень хорошо. Ну да, в классе было не просто шумно, а очень шумно, но кого же волновали такие мелочи?

Справедливости ради, нужно отметить, что такая ситуация была не во всех классах, где проходил экзамен. В части аудиторий была тишина, и дети решали все самостоятельно.

Так вот, оказалось, что кое-кому шум все-таки мешал. На апелляцию пришел мальчик, который сказал, что плохо написал экзамен, потому что в классе было слишком шумно. Ему резонно заметили, что другие ребята, сидевшие в этом же классе, на шум не жалуются, они и отметки получили хорошие. Выпускник настаивал:

— Но ведь в другом классе было тихо!?

Надо сказать, что этот школьник не списывал принципиально. Да, учился он не очень хорошо, но не списывал. Надеюсь, у него сложилось все удачно!

Вот такая история. Скандал со списыванием, конечно, тогда был. Кажется, он был достаточно локальным, но некоторые хорошие учителя после этого из школы ушли. Насколько помню, в тот год выпускной экзамен, совмещенный со вступительным, проходил в последний раз…

Так что все это уже проходили, и результат заранее предсказать было вполне возможно. Как вы думаете, какая основная задача школы в отношении ученика, который вот-вот ее покинет? Ну конечно же, выдать ему аттестат. Ведь последующие проблемы, связанные с самыми нерадивыми учениками, школу уже не коснутся, школа свою задачу выполнила уже. И ее отличные показатели никаким образом не уменьшатся, если ее выпускник в не самом престижном вузе не сможет сдать первую же сессию и будет оттуда отчислен. Это уже будет проблемой самого выпускника и, может быть, вуза. А вот если не будет написан выпускной экзамен, кто будет виноват? Разумеется, школа. И тогда могут и финансирование урезать, и на ковер вызвать, и по шапке надавать ответственным лицам.

Заинтересованы в том, чтобы получить хороших студентов, вузы, а их возможности тестировать пришедших к ним абитуриентов практически лишили. И даже то, что лучшие вузы могут проводить свои собственные вступительные экзамены, в большинстве случаев оказалось фикцией.

А дальше все понятно. Ну и что, что ЕГЭ пишут не в своей школе? Там такие же учителя, которые прекрасно понимают ситуацию, которые знают, что детей как-то нужно выпускать в любом случае. Ну а если за это еще и деньги предлагают… Несмотря ни на что, зарплата учителей остается очень низкой… Ну вот, и мы имеем то, что имеем. Получите и распишитесь. Так сказать, избавились от коррупции…

Как я понимаю, основными целями введения пресловутого ЕГЭ были большая объективность проведения экзамена и борьба с коррупцией. По-моему, уже пора признать, что ни к одной из этих светлых целей за несколько лет существования Единого государственного мы не приблизились нисколько. А вот вузы при этом сильно пострадали, поскольку им приходится принимать в число студентов по результатам этого экзамена, потому что других критериев (за исключением вступительных олимпиад, о которых тоже можно рассказать много интересного) вообще-то и нет.

Ах да, еще школьников освободили от сдачи лишних экзаменов, пользуясь замечательным аргументом о бедных перегруженных детях. Насколько это пошло им на пользу, думаю, объяснять не нужно, и так всем все понятно…

Впрочем, с другой стороны, демографическая ситуация в стране такова, что скоро студентами вузов будут становиться все, кто принес документы (кроме отдельных, очень редких институтов и университетов), так что, может, просто отменим все экзамены за ненадобностью?..

Естественно, все это сугубо мое личное мнение, основанное на опыте, опять-таки личном ;) Высказывайте свое мнение, пожалуйста!

P.S. Ну вот, уже появилась информация о том, что пункты приема ЕГЭ уберут из школ…

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение