Распечатать запись Распечатать запись

ТРИЗ, будем знакомы

Для тех, кто не знает, что это такое, ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Придумал ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер, изобретатель и писатель-фантаст, в середине прошлого века. В ТРИЗ обобщен опыт изобретательства и законы развития науки и техники.

Казалось бы, все замечательно, вещь очень полезная и нужная. И вот появляются по городам и весям различные кружки юных изобретателей, которые имеют в основе тот самый ТРИЗ (а может, нечто под него маскирующееся), где мальчишки и девчонки приобщаются к творчеству в том виде, в каком его себе представляют их преподаватели. Довольны все. И сами ребята, потому что они все как на подбор умные и получают различные патенты, и их руководители, потому что заработанные их питомцами на различных детских конференциях и выставках призы и грамоты многочисленны, и за это их ценят и уважают в их организациях, и чиновникам, которые очень любят красивые картинки, а уровень знаний, который требуется для понимания всех этих работ, мягко говоря, таков, что даже им все понятно.

В чем же подвох? Первое, и самое главное: ТРИЗ не наука вовсе, а многие ее считают даже лженаукой. Второе: знаний, которые добываются тяжелым упорным трудом, там не дадут, но дети будут считать, что они их имеют. Третье: польза от изобретений, сделанных в таких кружках, весьма сомнительная, хотя дети считают, что делают нужное и важное дело.

Кстати, о патентах. Вы знаете, что патенты дают не за то, что можно реально использовать и получать от этого какой-то выигрыш, а за то, чего еще не было, что отличается от всего того, что уже запатентовано? Я вот до недавнего времени не знала. Скажем, можно придумать логотип и получить на него патент. Так что наличие патента далеко не всегда говорит о том, что его обладатель сделал что-то ценное для общества…

Ну и забавный пример. Недавно я познакомилась с одной замечательной женщиной из Красноярска — математиком, профессором Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. Она обогатила мой личный список “ТРИЗовских” анекдотических “ученейших работ”, когда 12-ти летний профессор важно пишет о том, чего совершенно не понимает. В частности, одна из работ была посвящена тому, как методами ТРИЗ решить любую математическую задачу. При этом приводился пример такого решения. Однако, если с помощью устаревшей математики эту самую задачу можно решить в две строчки, то модерновое ТРИЗовское решение предполагает полет мысли на четырех страницах! Медаль юному изобретателю, бронзовый бюст на родине героя руководителю кружка, большое счастье и праздник жизни в чиновничьих кругах! Как вы сами понимаете, при таком размахе есть что поделить и чем друг друга наградить… ;) .

Итак, к чему я все это? Дорогие родители, если вы вдруг решите занять свое чадо неким изобретательством, подумайте, пожалуйста, прежде всего, а нужно ли это…

Комментариев: 15

  1. 1 абвгдежзик:

    Плохая статья. Нет конкретных примеров лженаучности и неадекватности, какие-то пустые слова. Хотя привести эти самые примеры проще простого. Достаточно посмотреть на http://www.trizland.ru/ или http://triz-spb.ru/ – первое попавшееся – они, похоже сами понимают все – “тризанутый”, “тризавитый”, и в правду, “это диагноз”, тут даже спорить не о чем. Или найти названия хотя бы пары-тройки их “изобретений” – тут даже в суть вникать не надо, названия сами по себе информативные и доставляющие. Зато как убедительно, всем современным петрикам, инноваторам и нанотехнологам надо брать с этих ребят пример: http://www.youtube.com/watch?v=zYkd6aVObMg&feature=player_embedded

    [Ответить]

  2. 2 Елизавета Александровна Калинина:

    Ну, один пример все-таки был, о решении любой математической задачи. По-моему, это очень показательно ;)

    А победы на всевозможных конкурсах как же (это по поводу понимания)? Несмотря на их названия и “изобретения”…

    За ссылки большое спасибо (про youtube не знала)!

    [Ответить]

  3. 3 Света:

    Успехи детского творчества доставляют радость,прежде всего,детям. Даже малая изобретательность демонстрирует большие возможности. Согласна с тем,что статья плохая,злая.Статья пропитана завистью или писал человек,который сам с детьми не работает.Есть развивающие формы обучения,которые используют детскую фантазию и нетрадиционное мышление.ТРИЗ учит мыслить без стереотипов.ТРИЗовские задачи обеспечивают простор для научной фантазии.Согласна,что все хорошо в меру,следует разбирать возможно больше способов решения,если они есть.Кстати,много у нас 12-летних профессоров?Кем работает автор статьи?Какой у этого человека опыт жизненный?

    [Ответить]

  4. 4 Елизавета Александровна Калинина:

    Света, если честно, я не поняла… Автор статьи — это я (см. об авторе, я не скрываюсь :) ), с детьми работала достаточно много, с умными детьми. Статья не злая вовсе, статья просто призывает задуматься. О зависти просто смешно… Кроме радости творчества должно все-таки быть понимание ребенком того, что он делает, и зачем он это делает.И если идеи, которые только ради идей и развития фантазии, выдаются за что-то важное и нужное, если дети начинают считать, что они делают полезные вещи, а это ни на чем не основано, то, видимо, как-то неправильно их учат? А про 12-летнего профессора Вы просто не поняли “шутку юмора”. Никогда не слышали о научных конференциях для пятиклассников? ;) В общем, идея очень простая: учиться нужно, добывать знания, только и всего.

    А еще посмотрите материалы по ссылкам, которые выше привел абвгдежзик, надеюсь, понятнее Вам станет…

    [Ответить]

  5. 5 СергейД:

    Елизавета Александровна!
    Большое спасибо Вам за Вашу искреннюю статью, которая обращена к родителям с призывом присмотреться к участию детей в кружках ТРИЗ.
    Я с Вами категорически согласен. Именно сегодня, родители должны внимательно приглядеться к этим педагогическим экспериментам, тем более, что “науку” ТРИЗ сами родители в школе не изучали.
    Но Вы должны согласиться, что “лженаука” ТРИЗ совершенно открыта для обсуждения, исследования и в части содержания и в части достигнутых результатов и в части проблем и критики. А это уже вызывает доверие. “Лженауки” такими открытыми не бывают.
    На сайте организации ОО “ТРИЗ – Красноярск” http://triz-krsk.ru/1277.html приведены убедительные примеры реализации ТРИЗ-фантазий детей. А в смыслах патентов на изобретения, Вы – разбираетесь плохо. Национальные патентные фонды рассматриваются всеми государствами как национальные ценности, наследие, передаваемое поколениями – культура.
    Что касается Вашего примера применения школьником инструментов ТРИЗ для решения математических задач повышенной сложности. Это – очень достойная попытка. Сами математики, в частности Пойя, искали единый алгоритм решения всех математических задач. Увы, – не смогли. А в ТРИЗ есть АРИЗ – универсальная программа для решения самых разнообразных сложных изобретательских задач. Попытка школьника внушает уважение, а реакция профессора математики – сожаления. Сам факт, что Вы, Елизавета Александровна, вспомнили о работе школьника 2003 года давности уже свидетельствует о том, что та работа – заслуживает внимания.
    И еще, добрый совет – сегодня критиковать ТРИЗ – это против ветра ….ть! Уместнее уделить внимание для критики отдельным аспектам преподавания, организации ТРИЗ – обучения или его применения. Будет конструктивнее.

    [Ответить]

  6. 6 Елизавета Александровна Калинина:

    “сегодня критиковать ТРИЗ – это против ветра ….ть!”

    К сожалению, да, именно так. И критиковать падение общего уровня образования тоже. Наверху всех все устраивает. Тем не менее, побарахтаюсь, авось какое-никакое маслице получится :)

    А родителям просто нужно думать.

    [Ответить]

  7. 7 СергейД:

    Кстати, для того, чтобы винить ТРИЗ в упадке общего образования нет оснований. Скорее наоборот. А вот математизация школьных компонент, в частности физики, действительно привела к упадку физического образования. Судите сами, из школ практически исчезли наглядные физические опыты. Когда у детей спрашиваешь про закон Архимеда, он мучительно вспоминают формулу. Вот – где зло.

    [Ответить]

  8. 8 Елизавета Александровна Калинина:

    Да, согласна, это тоже зло, и изучение химии без опытов – тоже зло. Я не виню ТРИЗ в упадке общего уровня образования. Скорее, это просто симптом. Но симптом, говорящий очень о многом. Скажем, как и передачи об НЛО и прочих “барабашках”, в том числе и о структурированной воде, на телевидении (и на центральных каналах тоже). То, что люди это смотрят, показательно. То, что люди не понимают, где наука, а где нет, очень показательно. Когда, как Вы верно написали, “детские фантазии” выдают за некие научные достижения, – это неправильно. К ним можно относиться именно так, как относятся к фантазиям, тогда ничего плохого не произойдет. Когда в одной из школ Москвы (говорят, одной из очень хороших школ) делают “изобретательские” классы, что-то в этой стране не в порядке, это точно.

    [Ответить]

  9. 9 СергейД:

    Я Вас отсылал к ссылке, из которой очевидно следует вывод, что продукты “изобретательских классов” – совершенно реальные изобретения внедрены. Т.е. фантазии превратились в реальность. Таких примеров много. В этом суть изобретательской деятельности – с помощью воображения (фантазии) и правил управления таким воображением (ТРИЗ) описывать некоторые преобразования реального мира, которые в будущем сбудутся. Детских изобретений не бывает. Если Вы почитаете патентный фонд, то Вы не догадаетесь, кем сделано это изобретение – взрослым или ребенком. И это правильно. Патенты выдаются государственным учреждением и в правилах патентования, возраст автора не учитывается.
    Ну и еще. Вы совершенно напрасно относите ТРИЗ к “лженаукам”. Даже формально, для этого нет оснований. При РАН есть комитет по лженаукам. Есть утвержденный список таких лженаук. ТРИЗ в этом списке нет. Второе. ТРИЗ прежде всего, силен практическими результатами. Сегодня стало фактом, что школьники решают реальные производственные задачи и получают на эти решения патенты. Лженауки такой эффект создать не могут.
    Третье. А что, есть четкие критерии отличия науки от не науки? Я Вам назову то, что на мой взгляд не является наукой, хотя есть академии этих наук. Педагогика, экономика, политология, история,… ТРИЗ на фоне этих знаний намного “научнее”. Любое утверждение ТРИЗ может быть проверено и получено из анализа истории техники и патентного фонда. А это – и есть признак подлинной науки.
    Попробуйте, почитать книги автора ТРИЗ.

    [Ответить]

  10. 10 Елизавета Александровна Калинина:

    Я вовсе не против изобретений, я не против фантастической литературы. Я против того, чтобы дети считали, что они занимаются чем-то крайне важным и полезным, изобретая кепку-вентилятор и утюг-неваляшку (это чистая правда, и патенты тоже есть). Я против того, чтобы вместо тяжелого и трудного получения знаний детей учили фантазировать, не особо напрягаясь, и объясняли, что так можно решить все проблемы. Про патенты. Ну вот, например: http://www.patentstorm.us/patents/6419111/description.html Чудесно, не правда ли? Ну и что из того, что астрологи в свое время продвинулись в химии? На этом основании астрологию можно считать наукой? Меня в школе учили, что это лженаука. Правда, сейчас могут быть совсем другие мнения. Опять же, от падения общего уровня образования да и культуры до кучи. Академия педагогических наук не опасна тем, что призывает не учиться, а сразу решать задачи, в том числе и реальные производственные.

    [Ответить]

  11. 11 СергейД:

    Елизавета Александровна!
    Мне очень легко Вам оппонировать, так как Вы сами подсказываете ответы. Вы пишете про то, что детей в ТРИЗ учат фантазировать, вместо того, чтобы приучать к тяжелому и трудному делу – получения знаний. А ведь, изобретательский труд и есть добывание новых знаний. А ведь этот труд и есть – самый тяжелый из всех умственных видов деятельности. У изобретателя практически нет никакой надежной “опоры” в виде предшествующих знаний, опыта. Есть только способность это новое “увидеть”, почувствовать, представить, вообразить. Более того, ему приходится пересматривать все привычные представления, это болезненно и для самой психики изобретателя и вызывает непонимание, неприятие коллег, специалистов, окружающих.
    Конечно, учиться трудно, но учиться добывать новые знания – сверхтрудно. Как этому учить? В ТРИЗ накоплен колоссальный опыт обучения людей разных возрастов. Фактически, ТРИЗ – это педагогика творчества. Та кажущаяся “легкость” достижения творческих результатов, – это, несомненно, педагогический прием, делающий учебу детей интересной. Сложное сделать доступным, трудное – приятным занятием – и это в ТРИЗ реализуется.
    Конечно, если, педагоги, которые занимаются с детьми не ставят перед собой цели – превратить детей в настоящих изобретателей, а останавливаются лишь на играх, видя в ТРИЗ – “завлекаловку”. То, лично я также против таких занятий. И это – поверьте, не ТРИЗ и я своих детей в такие классы не отдал бы.

    [Ответить]

  12. 12 Елизавета Александровна Калинина:

    Я, видимо, чего-то не понимаю. Вы знаете людей, которых научили быть изобретателями? На мой взгляд, то, что люди изобрели, восходило к их опыту и знаниям. Какие такие особые умения нужны для решения изобретательских задач? Я вообще не понимаю разделения задач на изобретательские и не изобретательские. Есть проблема, ее нужно решить. Инженеры выполняют строгие расчеты, задумываясь о возможности применять то, что они придумали. Как Вы думаете, фантазии детей часто основаны на точном расчете? Очевидно, им для этого не хватит элементарных знаний. Так вот сначала пусть они эти знания получат, потом, скорее всего, большинство своих фантазий они отбросят как неисполнимые и ненужные. Может, в этом случае странных патентов типа кружки – бутылки Клейна, кепки-вентилятора и утюга-неваляшки станет меньше? :)

    Здесь еще одна проблема: сегодня чиновники все это превозносят до небес. Им плевать, будет ли кто-то эти изобретения использовать, им важно, что вот это победило в каком-то очередном конкурсе. И полетит или нет изобретенный самолет (это так, к примеру), тоже неважно, потому что реальную летающую модель никто никогда не потребует. Главное, чтобы была бумага, вот это очень и очень ценится. А патенты, как Вы видите, могут дать на что угодно.

    И, на мой взгляд, лучше бы дети занимались чем-то вполне реальным, например, строили бы летающие, плавающие, движущиеся модели. И руки бы развивались, и головы. Больше пользы было бы, чем от утюгов-неваляшек, кепок-вентиляторов, кружек – бутылок Клейна и прочей дребедени, которую они выдумывают в страшных количествах при поощрении и поддержке взрослых.

    Чтобы сложное сделать доступным, нужно его понять, только и всего. Да, это требует усилий, порой немалых. На это и должно быть нацелено обучение. При чем тут ТРИЗ?

    То, что Вы написали про завлекаловку, поддерживаю. И я своих детей во всякие изобретательские коллективы не отдавала и не отдаю.

    [Ответить]

  13. 13 СергейД:

    Я, конечно, знаю людей, которых обучили ТРИЗ и они изобретают. Но через ТРИЗ и набираются опыт и знания изобретательского дела. Как и в любом другом виде деятельности, в изобретательстве нужны специальные знания и навыки. Это – все же теория… Что касается того, что нужны расчеты… Должен Вас разочаровать, наблюдая инженеров, занятых разработкой новой техники – не видел, чтобы они применяли точные расчеты. Инженерные методы – весьма приближенные.
    Хороший пример изобретательского мышления содержится в книге К. Циолковского “на Луне”. Учитель физики задался целью – написать для детей сочинение, которое было бы пособием по физике. Ни одной формулы! А все процессы описаны предельно точно. Лучшего пособия по физике не встречал.
    И еще. Математик Эйнштейн не случайно изрек, что воображение важнее знаний!
    И еще. Для развития детей очень важно, чтобы у них была мечта, своя. И непреземленная, а зовущая к вершинам… ЭТО И ЕСТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ.
    Срочно пересмотрите свои взгляды!!!!

    [Ответить]

  14. 14 Елизавета Александровна Калинина:

    Так я не сомневаюсь, что приближенные вычисления очень важны! Я о другом: о знаниях…

    Эйнштейн все-таки был физиком, а не математиком. О его нелюбви к математике и незнании ее ходят легенды (впрочем, возможно, неверные) ;)

    Про учителя Шаталова, который учил (учит?) геометрии на пальцах, слышала очень много. Только вот то, что его ученики в самом деле знают геометрию, – сказки. Не знают они ее.

    С тем, что должна быть красивая мечта, полностью согласна. Но ТРИЗ к этой мечте не имеет никакого отношения.

    Пересмотр взглядов… ;)

    А за Ваше мнение спасибо. Интересно было.

    [Ответить]

  15. 15 СергейД:

    Забью последний гвоздь. Знания – не цель в образовании детей. Все знать невозможно. Да и школьными знаниями мало кто в жизни пользуется. Ну не лезут производные и интегралы в голову нынешним старшеклассникам, ну и не пихайте их туда! Дети, интуитивно, правы. Это – люди будущего, они предчувствуют то, что им пригодится, без чего нельзя в будущем. И многое из школьной математики, увы не нужно, а зачастую просто неверно.
    Вы относите математику к науке? Я, все в большей степени – нет.
    Что касается мечты. Та “тризовская” математическая работа школьника, о которой Вы, не читая, так нелестно отозвались по своему замыслу чрезвычайно привлекательна. Мальчишка, ее автор, перерешал свыше сотни задач повышенной сложности, учил своему алгоритму одноклассников в течении года. Планировалось разработать математические стандарты (по аналогии с изобретательскими стандартами). Но встретилась на пути этого мальчишки – тризовца заносчивая профессор математики. Налетела она как клуша и заклевала этого мальчишку, публично его унижая во время обучения уже в ВУЗе. Мальчишка прекратил работу, а жаль.
    Я бы таких профессоров к молодежи не допускал.
    Разрешите представиться.
    Дмитриев Сергей Анатольевич, специалист по ТРИЗ профессионального уровня, научный руководитель множества работ молодых изобретателей, запатентованных и получивших высокие оценки на престижных конкурсах.
    Извините, что сразу не представился. Было интересно.

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение