Распечатать запись Распечатать запись

Математические стереотипы

Статья Саймона Сингха, написанная несколько лет назад. Очень красивые слова о математике. К сожалению, в связи с реконструкцией сайта С.Сингха, не могу найти ссылку на оригинал…

Согласно международному опросу школьников, учителя математики воспринимаются как “неряшливые зануды’’. Или, по словам одного ученика:

“У математиков нет друзей, кроме других математиков, не состоящих в браке и ни с кем не встречающихся. Они обычно толстые, одеваются безвкусно, у них на лбу морщины от многих мыслей, у них нет никакой общественной жизни, и что бы там ни говорили, в 30 лет у них очень вспыльчивый характер.’’

Как журналист, который в течение последних пяти лет создавал телевизионные программы и писал о математике, я считаю печальным факт, что математики все еще страдают от стереотипа зануды. Это заставляет меня задаться вопросом, почему это так, и я подозреваю, что одной из причин является отсутствие героев-математиков.

Учителя истории рассказывают о Ричарде Львиное Сердце и Уинстоне Черчилле, поэтому, возможно, смелость этих великих деятелей передается и самим историкам, тем самым, по ассоциации придавая им некоторый престиж. Учителя английского языка обсуждают работы Шекспира и Байрона, которые, возможно, также делают их немного “сумасшедшими, плохими и теми, кого опасно знать’’. Даже учителя науки (science) могут полагаться на репутацию Эйнштейна, человека, который увидел истинную природу Вселенной. Но есть очень мало привлекательных известных математиков, так что учителя математики могут только греться в бледном отражении славы мертвых греков, таких как Пифагор.

Хотя украденная машина Энигма (Enigma) и история Блетчли Парка попали в заголовки газет в прошлом году, то, что именно британские математики были в значительной степени ответственны за расшифровку немецких кодов во время Второй мировой войны, кажется, не достигло школьных классов. Алан Тьюринг, наверное, величайший британский шифровальщик, был героической и трагической фигурой байроновской величины, его преследовали за гомосексуальность, и он покончил жизнь самоубийством в 1954 году. Если бы ученики больше знали о Тьюринге и его коллегах, то математика и учителя математики, может быть, предстали бы перед ними в ином свете.

Продвинемся далее во времени и встретимся с романтическим французским математиком Эваристом Галуа. Горячий республиканец и политический активист был заключен в тюрьму за свои убеждения, в конце концов он умер на дуэли в возрасте 20 лет, сражаясь за честь женщины. Очевидно, страстный и одержимый, Галуа провел свою последнюю ночь за написанием математических теорем, идей, которые он считал настолько красивыми и ценными, что не мог подумать о лучшем способе провести свои последние несколько часов на Земле.

В дополнение к отсутствию ролевых моделей, математики страдают от той проблемы, что их самые красивые идеи недоступны простым смертным, таким как вы и я. Школьная математика, которая, несомненно, важна, на самом деле немногим больше, чем эквивалент правописания и грамматики. Реальная математика, эквивалентная большой пьесе и стихам, сформулирована в символах, которые не могут быть поняты без интенсивного изучения.

Математические обозначения похожи на нотные записи, поэтому любой, кто не учился музыке, такой, как я, будет беспомощно смотреть на страницу заметок, не понимая, что это значит. Однако нотная запись оживает, когда играет музыка, так что даже мои чувства могут быть затронуты симфонией. Трагедия математики состоит в том, что нельзя просто лежать и слушать звуки математического доказательства. Если бы существовал такой косвенный способ оценить математику, то великолепие чисел стало бы очевидным для всех.

Хотя математику невозможно услышать, ее в редких случаях можно увидеть, при этом оказывается непосредственное эмоциональное воздействие. Модели, связанные с хаосом и фракталами, можно увидеть на футболках, галстуках и плакатах, и общественность была поражена сложностью, отличной от всего, что она когда-либо видела. Математические тонкости, возможно, не были понятны, но, по крайней мере, было чувство, что то, что создало эти модели, должно иметь некоторые эстетические достоинства.

Но зачем беспокоиться из-за того, что математиков и математику не любят? Я думаю, что у людей должно быть естественное любопытство к окружающему миру, в том числе и к числам. Отвергать математику как скучную так же страшно, как игнорировать поэзию, литературу, музыку и искусство. Если вы не убеждены этим аргументом эстетичности, тогда вас должны беспокоить разрушительные экономические последствия, которые произойдут, если мы продолжим смотреть на математиков как на зануд. У нас уже не хватает учителей математики, так что математика не изучается так хорошо, как это могло бы быть, поэтому меньше студентов выбирают математику, поэтому меньшее число студентов становятся учителями математики, и так далее. Этот круг особенно порочен, потому что мы живем в информационную эпоху, эпоху, когда разбирающаяся в точных науках рабочая сила имеет важное значение для процветающей экономики. При отсутствии большого числа великих учителей математики, если сегодняшние дети продолжат считать учителей математики занудами, а математику скучной, ученики откажутся от предмета при первой же возможности, что означает, что у нас не будет навыков, необходимых, чтобы конкурировать с остальным миром.

Я только что вернулся из Сан-Франциско, пробыв там неделю. Математиков Силиконовой долины воспринимают там как богатых мыслителей. Действительно, Калифорния привлекает математиков всего мира, потому что к ним здесь относятся с уважением, они вознаграждены деньгами и престижем. Если Англия надеется конкурировать на рынке цифровых технологий, нам необходимо инвестировать средства в математику уже сейчас и изменить наше отношение к математике. Правительству было бы трудно переоценить кризис в математическом образовании. Усилия правительства по привлечению большего числа учителей математики должны быть удвоены и учетверены. Альтернативой является страна, которая через десять лет завязнет в Информационном Средневековье. Смейтесь над учителями математики на свою беду. Наше будущее зависит от них.

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение