Распечатать запись Распечатать запись

Понимание vs зубрежка

Прочитала недавно замечательную книгу “Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!’’, которую написал Ричард Фейнман – американский физик, получивший Нобелевскую премию, и поняла, что все повторяется, что ничего нового в природе нет. Как раньше некоторые люди учили математику и другие предметы наизусть, так и сейчас учат. Проблема, видимо, в том, что сегодня это явление принимает катастрофические масштабы.

Вот, например, что пишет Р. Фейнман. Однажды он подшутил над студентами МТИ, сказав им, что у кривых на лекалах (пластмассовых приспособлениях для рисования различных кривых) касательная в самой нижней точке всегда горизонтальна. Разумеется, все тут же бросились вертеть свои лекала, чтобы проверить это ;) . И хотя студенты много чего уже изучили по математике и «выучили» (наизусть!), что производная в точке минимума функции равна нулю, а это значит, что касательная в нижней точке любой кривой горизонтальна, они этого не понимали…

Р.Фейнману довелось преподавать в Бразилии. Вот что он рассказывает об образовании в этой стране. Он заметил, что студенты быстро, не задумываясь, отвечали на какой-либо вопрос. Но если он задавал вопрос снова – на эту же тему и, как ему казалось, в точности тот же вопрос, они вообще ниччего не могли ответить! Смотрите, все как у нас! Вопрос должен быть задан одними и теми же словами, всегда, иначе шансов получить ответ на него нет! Студенты учили все наизусть, они сами прямо об этом говорили. Они не задавали вопросов, “никто ничего не понимал в происходящем, и все только делали вид, что понимают’’.

Еще из этой же книги. Р.Фейнман однажды участвовал в работе Комиссии по образованию, которая выбирала учебники для школ. Учебники были ужасны. Так, в начале одной книги было четыре картинки: “заводная игрушка, автомобиль, мальчик на велосипеде и ещё что-то”. Под каждой картинкой (ну прямо как у нас в учебниках!) был вопрос: «Что приводит это в движение?» Знакомо, не правда ли? Ожидаемый ответ: энергия. Все это есть сейчас в нашей дивной развивающей программе для начальной школы ;) А вот что пишет Фейнман дальше о бессмысленности ответа “энергия”:

“Представьте, что было бы написано: «Вакаликс… приводит это в движение».’’

Сначала нужно объяснять, как работают игрушки, показывать пружинки и колесики. Общие понятия должны вводиться гораздо позже. А еще нынешним ученикам начальной школы пытаются рассказать и о переходе энергии из одного вида в другой. Примерно на том же уровне ;) Пропедевтика в действии…

Есть и другие книги, где тоже описывается образование, но уже в царской России. Так, автором рассказов о русских гимназиях является Александр Серафимович (Александр Серафимович Попов), да-да, тот самый пролетарский писатель, что написал “Железный поток’’. Кстати сказать, учился писатель на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета. Так вот, он пишет об учебе и получении образования, которое сегодня считают хорошим, лучше, чем то, что получали люди при Советской власти. Удивительным для меня было узнать, что зубрежка и непонимание тогда тоже присутствовали во всей полноте. Почитать то, что пишет А.Серафимович о царских гимназиях, можно здесь. А еще можно вспомнить “Очерки бурсы’’ Н.Г.Помяловского — это уже для комплекта и как рассказ о чем-то страшном и темном.

Ну что ж, остается только надеяться, что вопреки всему и вся то хорошее, что сохраняется в наших детях, пробьется и даст свои плоды, и что останутся среди них те, кто стремится к получению знаний, образования, а не просто диплома…

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение