Распечатать запись Распечатать запись

О сегодняшней поголовной безграмотности

Сразу хочу сказать, что этот пост имеет мало отношения к математике, однако он непосредственно связан с тем, что происходит в нынешней школе. Речь пойдет о русском языке. Как-то незаметно мы докатились до того, что нас мало удивляют ошибки в печатных изданиях, ошибки и несвязная речь дикторов и ведущих телепрограмм (а уж каковы ценники в магазинах!). Мы уже просто этого не замечаем. Хотя в свое время, помнится, этак классе в шестом, когда нас жестко карали (снижением оценки, разумеется ;) ) за нарушения правил переноса, я принесла своей учительнице русского языка и литературы газету, в которой слово (одно!) было перенесено неверно. Она не была удивлена, объяснила, что в газетах такое встречается. Сейчас же на перенос вообще никто не обращает внимания. Не до жиру…

Припоминаю обращение чуть ли в правительство мамы одного выпускника, чей сын в ЕГЭ написал слово, сохранив орфографию, которую он привык видеть на телевидении, где это слово (честно говоря, уже не помню, какое) в рекламе было написано именно таким образом. И оказалось, что написал он его с ошибкой… Ответили взволнованной маме примерно так: телевидение не является образцом грамотности, учиться нужно по другим источникам. Каким же? Похоже, и в книгах сейчас ошибок делают тоже немало. Так и вспомнишь советское время, когда люди с плохой дикцией не допускались в телепрограммы, когда книги могли служить эталонами грамотных текстов.

Видимо, это одна из причин всеобщего снижения грамотности нынешней молодежи. Есть еще одна причина, которая кажется мне достаточно важной. В советской школе орфографические и пунктуационные ошибки (да и стилевые тоже) исправляли учителя, ведущие все предметы, а не только русский язык. Да, за ошибки, допущенные в словах, которые не имели отношения к данному предмету, оценку не снижали, но красной ручкой перечеркивали неправильно написанное и писали то, что должно быть. И это было правильно: на ошибках учились! Сейчас же учителя говорят, что они не имеют права исправлять ошибки не в специальных терминах, не говоря уже о недостающих или лишних запятых. Не положено. А значит, дети будут допускать одни и те же ошибки много раз, ведь они даже не подозревают о том, что ошиблись.

Ну и, видимо, самое главное. Это то, что относится к изменению методов обучения. Попалась мне как-то статья “ Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников’’ Ясюковой Л.А., которая очень понравилась. В ней говорится о том, что упор на развитие фонематического слуха у дошкольников привел к развитию поголовной безграмотности. Все началось с 80-х годов прошлого века, когда изменилась школьная программа. Первичным стало то слово, что слышим, а не слово написанное или напечатанное. Как Вы прекрасно понимаете, в русском языке расхождение между ними довольно большое. И поскольку звуковому разбору слов теперь начинают учить в детском саду, а не в 5-6 классе, когда это уже не вредит, результат налицо. Приходится переучивать ребенка, который привык писать то, что слышит. А это гораздо тяжелее, чем научить изначально. Меня потряс пример школ для глухих детей, у которых нет никакого слуха, а не только фонематического. Эти дети грамотные! И еще. В моем детстве исключительно редко дети ходили заниматься с логопедом. Сейчас с логопедом занимается каждый второй ребенок. Как Вы думаете, зачем? Во многих случаях ему развивают фонематический слух!

Вот такие дела. Обидно за наш прекрасный язык и за наше образование. А ведь можно же это изменить, ну хотя бы попытаться…

Кстати сказать, коммунисты сегодня за нашу школу борются. Может, конечно, это связано с приближающимися выборами, но все же… именно их пикеты стояли в нашем городке, когда бурно обсуждалась предстоящая реформа образования. В связи с этим ссылка: izdat-patriot.ru. Информация патриотической направленности.

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение