Распечатать запись Распечатать запись

Что такое пропедевтика, и с чем ее едят…

Сегодня стало очень модным подводить наукообразную базу под образование детей. Какие только слова, относящиеся к обучению даже самых маленьких, мы ни слышим: тут и инновационные технологии, и интерактивные доски, и проч., и проч., и проч. Не последнее место среди всего этого занимает появившееся не столь уж давно не очень понятное слово “пропедевтика’’.

Для начала обратимся к словарю. Пропедевтика – это предварительное сжатое структурированное изложение какого-либо курса. Таким образом, можно сказать, что это вводный курс, предназначенный для ознакомления с тем, что чуть позже будет изучаться более глубоко и серьезно.

На первый взгляд, идея кажется довольно разумной. Пусть дети сначала получат некие основы предмета, а потом изучают его в полном объеме, и новые знания будут восприниматься уже подготовленными учениками. Возможно, где-то это и работает (если честно, не знаю, где…). Однако давайте обратимся к нашим реалиям, к нашей современной российской школе.

Из разговоров с учителями-предметниками мне известно, что “все получается как всегда, а не как лучше’’. Детям, пришедшим на урок, кажется, что они все то, что им рассказывают, уже прекрасно знают, и дальше слушать незачем. В итоге большинство материала проходится “мимо’’. Новые знания не усваиваются прочнее, как хотелось бы, а просто уходят в пустоту. Ну, а того, что было рассказано ранее, очевидно, совершенно недостаточно для понимания курса.

Например, немного о химии (на сей раз, не о математике ;) ). Дивный рассказ детям старшей или подготовительной группы детского сада о том, что “молекула Маша берет за ручку молекулы Мишу и Петю, и получается молекула воды’’ (разумеется, это все сопровождается показом красочных картинок, иллюстрирующих взятие за ручки) ничего общего с химией как таковой не имеет, а в головы маленьких детей закладывается масса ерунды, которой там быть, в общем-то, не должно. Я понимаю, что над этим очень хочется посмеяться. К сожалению, это не шутка, так действительно рассказывают, считая, что подобным образом ребятишек можно чему-то научить…

Так может, лучше все-таки нормально учить детей, благо сейчас возможностей для этого больше, чем, например, в старые добрые советские времена, было бы только желание? Можно учиться не только по книгам, но находить интересное и в Интернете, столь любимом школьниками сегодня (конечно, это не в Вконтакте и не в одноклассниках). Так, например, почитав о биологии, компьютерах, истории, как пишет веб-сайт Ruswww на странице обзора, можно узнать много интересного об окружающих нас вещах. А хорошие специалисты нужны везде. К сожалению, недостатка в плохо обученных и мало знающих людях никто не испытывает, а вот грамотность приветствуется в любой области деятельности.

И вместо того, чтобы второклассникам рассказывать о фотосинтезе “на пальцах’’, при этом с довольно грубыми ошибками, как это делается в учебнике “Окружающий мир’’ новой “образовательной, развивающей, обучающей мыслить системно’’ программы для начальной школы, которую все так хвалят, научить тех же детей вдумываться в прочитанное, выделять в нем главную мысль и рассказывать о том, что узнали, своими, а не выученными наизусть и абсолютно не понимаемыми ими словами?

Комментариев: 2

  1. 1 Надежда:

    Браво! Полностью согласна!

    [Ответить]

  2. 2 Ольга:

    С мыслью автора согласно, но я бы не стала отрицать значение пропедевтики.
    Но надо очень тщательно и обдуманно подходить к отбору и способу подачи материала.
    Курс должен быть проработан от начала до конца (включая вводный)!
    Вопрос следующий, кто это будет делать и кому это надо? Ведь это очень серьезная, долгая, кропотливая работа. А ФГОСы выходят как яйца из под курицы. Пока составляешь курс, он может уже им соответствовать не будет. И соответственно никогда не дойдет до целевой аудитории.

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение