Распечатать запись Распечатать запись

Лучший школьный задачник (ИМХО)

В свое время я уже упоминала задачник по алгебре и анализу М.И. Башмакова, Б.М. Беккера, В.М. Гольхового и Ю.И. Ионина здесь. Повторюсь, лучшего задачника я не видела. Самое, на мой взгляд, полезное и правильное в нем – это то, что “упражнения с использованием одного и того же приема, как правило, не дублируются”, как написано в аннотации. Это не сборник однотипных упражнений, которые позволяют научиться решать только и именно такие задачи, нет. По этой книжке можно действительно учиться. Она помогает связать отдельные темы в общую целостную картину, осмыслить различные понятия школьного курса. Чуть не забыла ;) . К ЕГЭ эта книжка великолепно подготовит тоже, но не натаскиванием, а осмыслением и пониманием ;) .

В задачнике приводятся необходимые теоретические сведения, а кое-что из теории приходится вывести самостоятельно. И это очень и очень полезно. Да, есть темы довольно сложные, которые в школе не проходят. К ним относятся, например, комбинаторика и достаточно глубокая теория чисел. Однако эти разделы можно просто пропустить, хотя для решения различных олимпиадных задач они все же крайне полезны.

Думаю, студентам младших (и не только) курсов книга тоже пригодится.

Да, еще немного об авторах. Все они прекрасные учителя, все работали в ФМШ 45 при ЛГУ, когда она еще была по-настоящему хорошей школой, у двоих из них, Б.М. Беккера и Ю.И. Ионина мне посчастливилось в свое время учиться. М.И. Башмаков – человек довольно известный, стоит, например, вспомнить хотя бы о “Кенгуру” ;) . Все эти люди или были непосредственно связаны с олимпиадной математикой, или связаны с ней до сих пор (так, например, В.М. Гольховой уже много лет возглавляет жюри Ленинградской областной математической олимпиады).

Ну вот, кажется, обо всех достоинствах задачника рассказала. Да, это уже не первое его издание. Несомненный плюс – твердый переплет. Первая книжка была издана в мягком переплете, и у меня через некоторое время она просто рассыпалась на отдельные листочки (правда, и использовалась она изрядно).

Недостатки, конечно же, есть, но их мало. Так, мне не хватает задач на производную и дифференциал…

На всякий случай, ссылка, где можно купить книгу: здесь. Разумеется, это не единственное место, где она продается. Кажется, в электронном виде я ее не встречала, по-моему, видела только предыдущее издание (то самое, в мягкой обложке, в котором также были замечены некоторые опечатки).

Комментариев: 9

  1. 1 Школьные учебники по математике | Математика, которая мне нравится:

    [...] М.И Башмакова, Б.М. Беккера, В.М. Гольхового и Ю.И. Ионина “Алгебра и начала анализа: задачи и решения”. По этому задачнику тоже можно учиться. Дело в том, что [...]

  2. 2 Комбинаторная задача | Математика, которая мне нравится:

    [...] по комбинаторике, которая заставляет задуматься (см. задачник по алгебре и анализу М.И. Башмакова, Б.М. Беккера, В.М. Гольхового и Ю.И. [...]

  3. 3 Федор:

    приобрел данный задачник, но разобраться самостоятельно не получается, есть ли где нибудь теория к этому задачнику?

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Федор, теория есть на этом сайте, например. Раздел “Изучение математики”, с доказательствами и примерами. Расположение примерно в том же порядке, что и в задачнике, с поправкой на резделение на алгебру и анализ. Можно также искать справа в навигации по сайту, тоже изучение математики. Удачи! Если будут конкретные вопросы, задавайте.

    [Ответить]

  4. 4 Федор:

    у меня вопрос по логике, я ее совсем не знаю, а в “Изучение математики” ее нет. вот например нужно доказать истинность некоторых утверждений, в указаниях написано, что нужно построить таблицы истинности. как их строить и как по ним доказывать утверждения?

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Федор, есть: http://hijos.ru/izuchenie-matematiki/algebra-10-klass/12-uravneniya-i-neravenstva-logicheskie-soyuzy/

    Таблица истинности составляется следующим образом. Сначала мы рассматриваем все возможные варианты значений, которые могут принимать логические переменные, входящие в выражение (каждая может принимать значение истинно или ложно). В каждом из рассматриваемых случаях по правилам для логических операций определяем значение выражения (опять же истинно или ложно). Для простоты разбивают все выражение на отдельные части и сначала находят их значения при каждой комбинации значений переменных.

    Если что-то непонятно, спрашивайте. Может, на конкретных примерах будет легче.

    [Ответить]

  5. 5 Федор:

    Елизавета, благодарю, с таблицами разобрался. хотелось бы разобрать еще такой пример:
    Если Петя не видел Колю на улице, то либо Коля ходил в кино, либо Петя сказал правду. Если Коля не ходил в кино, то Петя не видел Колю на улице и Коля сказал правду. Если Коля сказал правду, то либо он ходил в кино, либо Петя солгал. Значит Коля не ходил в кино.
    верны ли эти рассуждения?

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Нет, рассуждения неверные. Пусть Коля не ходил в кино. Если Коля не ходил в кино, то Петя не видел Колю на улице и Коля сказал правду (и то, и другое верно). Из первого: если Петя не видел Колю на улице (а это так), то либо Коля ходил в кино (а мы считаем, что Коля в кино не ходил), либо Петя сказал правду (значит, это верно). Итак, мы имеем: Коля не ходил в кино, Петя не видел Колю на улице, Коля сказал правду, Петя сказал правду – верные высказывания. Теперь последнее условие: если Коля сказал правду (это верно), то либо он ходил в кино (неверно), либо Петя солгал (опять неверно). Получили, что из истины следует ложь. А этого быть не может.

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение