Распечатать запись Распечатать запись

Задачи с параметрами – ужас? Нет, просто задачи

Почему-то в последнее время задачи с параметрами вызывают у школьников почти священный ужас, иногда тихий, а иногда и не очень :) Проблема, видимо, опять же в том, что так их учат. В общем, бедные дети… Выучить наизусть кучу задач с одним, двумя и больше параметрами, прорешать их бесчисленное множество раз непонятно зачем, а на том же пресловутом ЕГЭ получить условие такой задачи с параметром, какую еще никогда в глаза не видели и впасть в ступор от невозможности даже начать ее решать, понять, в какую сторону двигаться. Ну как тут не пожалеть выпускников!

Поскольку я очень люблю описывать свои школьные годы, свою учебу, (что, впрочем, вы уже, наверное, заметили))), то напишу, как это было у нас. Внимание, вы не поверите: нас никто никогда ни разу в жизни не учил решать задачи с параметрами! Вот, написала очередную крамолу))) Нас просто учили решать задачи, и все. Не существовало отдельного класса/вида/группы задач, которые назывались бы задачами с параметрами. И при этом такие задачи никого не удивляли и не заставляли трепетать. Все их просто решали, как и любые другие задачи. Вот так.

И не было различных учебных пособий, в которых написано, что делать при виде параметров, в какую сторону переносить и куда подставлять… Просто для каждой задачи нужно было понимать, как прийти к ее решению, что, зачем и почему, в какой последовательности делать, чтобы получить ответ. И именно понимание, зачем и почему, было главным. Нет в этих задачах ничего хитрого, поверьте, пожалуйста! Никаких особенных специальных приемов решения их тоже нет. Да, можно показать какие-то методы, которые при полном непонимании происходящего (зачем и почему) помогут справиться с десятью, пятнадцатью, ста одинаковыми задачами, но вот найдется же сто первая, которая таким методом не решится!

Что отсюда следует? Вот что. Если вы почему-то побаиваитесь задач с параметрами, если у вас начинают дрожать коленки при их упоминании, нужно брать задачи без параметров на ту же тему, которые вы считаете, что умеете решать, и пытаться понять, что к чему, посимвольно разбираясь, что, зачем, почему и как делается. В случае, если вы с этим подробно и обстоятельно разберетесь, четко начнете представлять, что происходит, вам не нужны будут никакие специальные учебные пособия, в которых приводятся такие “полезные” методы решения, и репетиторы, многие из которых научены по тем же самым пособиям. А в качестве бонуса вы сможете, не боясь и не трепеща, приступать к решению любой задачи, в которой есть такие, казалось бы, страшные параметры, а на самом деле – всего лишь буквы, за которыми могут стоять только обыкновенные числа, и больше ничего!

К сожалению, того, что все будет легко, обещать не могу. Тем более, если вы себе никогда не пытались задавать эти коварные вопросы: почему? зачем? откуда это взялось? и что из этого следует? Тем не менее, если вы хотите научиться решать задачи, хотите понять математику, вам это следует сделать. Да, думать тяжело, но без этого никак нельзя! Попробуйте, и вы увидите, насколько интереснее стало жить! ;)

Комментариев: 6

  1. 1 Александр:

    Уважаемые, существуют ли сайты, на которых можно потренироваться решать различные математические задачи (в частности с параметрами)? не хочется все подряд с учебника решать.

    [Ответить]

  2. 2 Елизавета Александровна Калинина:

    Александр, посмотрите здесь: http://problems.ru/about_system.php Может быть, Вам подойдет. Если нужно конкретно ЕГЭ, то такое тоже есть, например, здесь: http://mathege.ru/or/ege/Main.html?view=TrainArchive .

    [Ответить]

  3. 3 Александр:

    Елизавета, мне не для ЕГЭ, самостоятельно изучаю математику, для аспирантуры

    [Ответить]

  4. 4 Елизавета Александровна Калинина:

    Александр, тогда нужно точнее, скажем, примерно какой уровень и какой математики Вам нужен, иначе что-то сказать сложно. Если Вы скажете, что Вам требуется, возможно, что-то смогу подсказать. Это экзамен в аспирантуру или просто Вам нужны какие-то темы для работы по Вашей специальности?

    [Ответить]

  5. 5 Александр:

    Елизавета, тут такая ситуация, в школе я не особо хорошо знал математику, затем поступил в университет на специальность, которая никак с ней не связана. курсе на четвертом я начал интересоваться наукой и понял, что математика является стартовой площадкой для любой научной деятельности. полтора года занимался с репетитором, что бы подтянуть школьную программу. сейчас потихоньку залез в университетскую программу и продолжаю заниматься, при этом что бы не забывалось уже выученное, просматриваю школьные учебники, но все задания там однотипные, поэтому я и спрашиваю какие-нибудь сайты с подборкой разных заданий, с параметрами кстати у меня беда, все так как у вас в статье описано, даже не знаю как с этим бороться. ну а аспирантура – это далекая перспектива.

    [Ответить]

  6. 6 Елизавета Александровна Калинина:

    Александр, тогда посмотрите вот этот задачник: http://hijos.ru/2011/02/15/luchshij-shkolnyj-zadachnik-imxo/ Башмаков, Беккер, Гольховой, Ионин. Там школьная программа хорошей физ-мат школы, может, чуть больше. По нему учиться можно тоже. Впрочем, по ссылке я это написала. По моему мнению, лучше ничего нет. Не натаскивание, а обучение, причем задачи очень разные. Надеюсь, Вам поможет.

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение