Распечатать запись Распечатать запись

О репетиторстве и не только…

В последние годы пышным, даже можно сказать махровым цветом расцвело у нас репетиторство. И обращаются мамы и папы школьников к этим замечательным и нужным людям, которые обещают научить их чад всем премудростям, все раньше и раньше, чуть ли не с самого первого класса. Дорогие родители, вспомните, пожалуйста, свои советские и околосоветские школьные годы и задумайтесь: а было ли у вас такое? И ответите на этот вопрос однозначно: нет, не было.

Недавно прочитала статью о репетиторстве, в которой тоже говорится именно об этом: в советские годы, если кто-то и занимался с учителем, то это, скорее всего, был иностранный язык, об этом, смущаясь, говорили. А вот занятия другими предметами (если они и бывали) старались тщательно скрывать, замалчивали, потому что это наводило на некие мысли вроде тех, а полноценен ли умственно сей школьник… (Статья, кстати сказать, написана с другой целью: смотрите, как здорово, вам могут помочь…)

В доброе старое время дети находили разные интересные и полезные вещи в журналах “Квант”, “Техника молодежи” (это касается математики, физики, информатики), читали хорошие книги (вспомним хотя бы “Занимательную математику” и “Занимательную физику” Я.И. Перельмана). Сейчас возможностей для обучения любому предмету гораздо больше — практически все имеют доступ в Интернет. Здесь можно узнать много интересных фактов. Ну вот, например, можно почитать о замедлении времени, как пишет веб-сайт ruswww.com на странице обзора — написано так, что понятно и школьнику, а желающие узнать об этом больше могут потом обратиться к учебной литературе. Да и других примеров полезного и интересного в Интернете немало, было бы желание учиться!

Однако в плане обучения все коренным образом изменилось. Так, я не понимаю, как можно в хорошей (по крайней мере, считающейся таковой, физ-мат школе, получающей правительственные гранты как победитель чего-то там и прочая, и прочая, и прочая) отправлять одиннадцатиклассников к репетиторам по физике и математике, говоря при этом “иначе вы никуда не поступите”. К сожалению, ситуация реальная. Хуже всего то, что дети в большинстве своем в этой чудесной школе учились, начиная с пятого (!) класса. Объясните мне, пожалуйста, зачем тогда вообще нужна школа, если ее недоработки нужно за деньги исправлять самим родителям?! И как можно за 7 (!) лет с большим числом часов математики (да и физики тоже) в неделю (плюс масса обязательных дополнительных занятий) не научить детей так, чтобы они сдали пресловутый ЕГЭ хотя бы на “четыре”? Причем тех детей, которые для поступления в эту самую школу сдавали экзамены?

Самое смешное, что в подавляющем большинстве репетиторами являются те же школьные учителя. Скажите на милость, почему бы этому учителю не учить своих учеников во время уроков, а не после них, и за зарплату, а не за дополнительный бонус? Да, жизнь учителя сейчас нелегкая, знаю. И знаю также, что есть очень много хороших учителей, которые вопреки всему, несмотря ни на что, детей все-таки продолжают учить, за что им огромное спасибо от чистого сердца! Однако речь идет о ситуации в целом… Дети же не виноваты…

У репетиторства есть еще один огромный недостаток, о котором мало кто задумывается, но его обязательно нужно учитывать, однако проявляется это, когда ребенок становится студентом. Школьник, многие годы ходивший на занятия к замечательному, всегда готовому помочь доброму дяде (или тете) репетитору, в вузе также оказывается неспособным учиться самостоятельно. К сожалению, это случается очень и очень часто. И походы к репетитору, и решение задач за деньги продолжаются, но только уже на новом, более высоком уровне.

Я думаю, стоит хорошо подумать: а Вам лично это надо? А может, стоит научить сына или дочь заниматься самостоятельно и не иметь потом долгие годы лишней головной боли? Да, для этого придется приложить некоторые усилия, помогая ребенку в первые годы его учебы. Но скажите, пожалуйста, неужели программа начальной школы настолько трудна, что Вашему малышу нужен репетитор? Неужели Вы сами не можете объяснить своему собственному, горячо любимому чаду понятными именно для него словами то, что он недослышал или не усвоил? Думаю, все Вы это сделать можете. Проблема в другом – в нехватке времени. Тем не менее, ведь всегда можно найти немного времени для помощи своему малышу, сделайте это, пожалуйста! И в дальнейшем Вам не нужно будет обращаться к репетиторам…

Комментариев: 8

  1. 1 александр:

    согласен полностью. опыт воспитания собственных детей показывает, что только способность к самостоятельному принятию решений и изучению материала позволяет в дальнейшем рассчитывать на успех.

    [Ответить]

  2. 2 Юлия:

    Но ведь не все родители могут сами объяснить. Например, даже математику в пятом классе – не все. Не говоря о языках. Или вот химия – мне посоветовали хороший учебник, ну так это репетитор со стажем посоветовал по-приятельски.

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    А математику и русский в начальной школе могут, думаю, все. Призываю уделять любимым детям побольше внимания там, где это возможно, а не спихивать все на кого-то, кто что-то должен. Никто не должен и никому это не нужно, кроме родителей. А если и самим родителям это не нужно, тогда, увы… Ну и самих детей научить учиться нужно, потому что иначе проблем не избежать. А в средней школе ребенок уже должен уметь многие знания добывать сам. ИМХО, все только ИМХО)))

    [Ответить]

  3. 3 Матвей:

    Встретив уже в нескольких статьях замечания о репетиторстве захотелось изложить в этой некоторые аргументы против этой достаточно резкой позиции. (Отчасти потому что сам занимаюсь репетиторством, но не только.)

    Во-первых, если говорить в общем, то индивидуальные занятия всё же эффективнее “при прочих равных”. И принципиально в них нет ничего плохого. Даже было бы хорошо, если бы все учащиеся могли бы заниматься индивидуально. Ну да это фантастика.

    Во-вторых, отсутствие репетиторства в советской системе образования это весьма шаткий аргумент против этого явления. Это ведь вполне может быть и минусом. Далеко не все учившиеся в 60-70е могут похвастаться глубокими знаниями, например, математики. Я вижу много примеров тому среди старшего поколения. Вовсе не все поголовно читали Квант и Технику молодежи. Многим из них репетиторы не помешали бы (хорошие естественно). Стыд здесь как раз совершенно неуместен и вреден. Причины неуспеваемости ведь могут быть разные – от личных проблем со способностями до не самой лучшей программы (школы ведь тоже разные были, если бы всё было бы идеально, то и математику сейчас бы все люди старше 30 лет знали бы прекрасно:)).

    В-третьих, по своему личному опыту могу сказать, что хотя я и учился всегда самостоятельно и способности у меня приличные, но сейчас я думаю, что репетитор не был бы лишним (даже несмотря на замечательную физ-мат школу). Хотя, конечно, это должен был бы быть действительно очень хороший репетитор, который давал бы продвинутую программу и объяснял бы глубокие вещи, которые я сам понял уже значительно позже окончания школы. Такого найти было бы скорее всего практически невозможно. Да и денег в 90е на это не было.

    В-четвертых, репетиторы нужны прежде всего тем детям, которые по какой-то причине уже упустили существенную часть материала и ещё не научились работать самостоятельно. (Разные могут быть причины, – отсутствие первичной заинтересованности, ярко-выраженных способностей, немного лени и неумение самостоятельно пользоваться учебными материалами, пара болезней – и дело в шляпе.) После этого, если только они сами не захотят это очень сильно (да и тогда помощь – дело полезное), помочь может уже только личное вмешательство учителя. Ну а тут – я бы не стал чрезмерно негодовать, что средний (ещё не значит плохой!) учитель не справляется со всеми такими учениками. (Нет, ну действительно – много ли учителей способных весь класс сделать отличниками?, а ведь даже хорошисты это для средней школы не очень высокий абсолютный уровень, не говоря уже о троечниках.) Я не говорю, что репетитор обязательно сможет всё это исправить, но лучше хотя бы попытаться. А иначе ученик в любом случае остается предоставлен самому себе и когда-нибудь научится работать самостоятельно (взрослые люди в принципе к этому приспособлены), но вот когда и не факт, что с математикой и её методами (мышления прежде всего).

    В-пятых, я конечно не знаю какая часть репетиторов пытается научить пониманию и самостоятельной работе, а какая делает всё за ученика, но точно знаю, что есть первые. Хотя может я не до конца понял высказанную в сообщении мысль – если в “Школьник, многие годы ходивший на занятия к замечательному, всегда готовому помочь доброму дяде (или тете) репетитору, в вузе также оказывается неспособным учиться самостоятельно”, подразумевается, что самостоятельная работа это исключительно личное изучение пособий без каких-либо разъяснений со стороны, а помощь это разъяснения теории, ответы на вопросы и контроль самостоятельного решения задач, то тогда любые учителя вредны и по идее надо всё сводить к чтению учебников. Но я думаю, что всё-таки не это подразумевалось. Тогда вредным будет только тот класс преподавателей, который будет лишь решать задачи за учеников. И бесполезным тот, который просто дублирует школьную теорию. Остальное же будет полезным, даже если хотя ученик только решает задачи под контролем, когда ему указываются ошибки, возможно недостаточно полезным, но всё хоть немного.

    И ещё пара замечаний. Про сравнение иностранных языков и математики: сразу вспомнилась история из книги “физики шутят”.

    “Великий физик Гиббс был очень замкнутым человеком и обычно молчал на заседаниях учёного совета университета, в котором он преподавал. Но на одном из заседаний, когда решался вопрос о том, чему уделять в новых учебных программах больше места — математике или иностранным языкам, он не выдержал и произнёс речь: «Математика — это язык!» — сказал он.”

    Это я к тому, что если репетитор по иностранному языку – это не столь ужасно, то математику в этом плане ущемлять кажется странным. Хотя бы потому, что высказывания выше приходит обычно сильно позже школы…

    И ещё – родители действительно не всегда способны объяснить даже совсем простую математику. Нет, они действительно не могут, даже при том что хотят, они её сами не знают на этом уровне (видел решение примеров для 7 кл – треть-половина неправильна). Тем более не всегда могут объяснить хорошо.

    P.S. Эх, кто б мне сейчас объяснил последовательность Гудстейна и цепочки Конвея, я из-за них здесь и оказался…

    [Ответить]

    Матвей Reply:

    P.P.S. Ах, да забыл написать. Насчёт конкретики про физ-мат школу – не спорю – это как-то не хорошо получается.

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    По последнему. В википедии последовательность Гудстейна плохо изложена? И цепочки Конвея…

    С остальным можно спорить. Основная идея: нужно бороться за улучшение образования в школах, для всех. И тогда репетиторство будет никому не нужно. Грамотный учитель, способный ответить на вопросы учеников, – и полная ненадобность платных индивидуальных учителей.

    [Ответить]

    Матвей Reply:

    Улучшение образование – это хорошо и необходимо. Но довести его до уровня, чтобы репетиторство было никому вообще не нужным в обозримом будущем не получится. Это фантастика уровня Ефремова. И в глобальном масштабе этого ещё не наблюдалось в истории (иначе откуда бы взялись родители неспособные объяснить элементарную математику?). И не факт, что это достижимо способом отличным от предоставления индивидуального обучения для всех (вполне себе заманчивая фантастика кажется). И просто грамотных учителей недостаточно – это нужны идеальные (сравнительно) учителя для всех школ и всех классов в них. Хотя бы потому что вопросы задают обычно не самые отстающие – им неинтересно, они не понимают объяснений, а главное не умеют формулировать вопросы. И достаточно большое количество вопросов отстающих будет сказываться на скорости обучения успевающих, т.к. будет отнимать ещё и их время. И ещё – практически все учителя которых я когда-либо встречал – активнее и с большей охотой интересовались учениками успевающими, а не отстающими.

    А насчёт изложения в вики – да последовательность Гудстейна не очень понятна – как именно (по какому критерию) происходит откусывание в случае 3. Но это разговор всё же не здесь наверное вести стоит?

    [Ответить]

    Елизавета Александровна Калинина Reply:

    Родители могли все забыть за ненадобностью. То, что можно научить всех (весь класс) и не индивидуально, знаю по опыту, своему и не только. Да, в разной степени, но на твердую школьную “четверку” можно. Сложно заинтересовать, но это сложно и при индивидуальных занятиях с теми, кому это не нужно. А закрывание глаз на репетиторство приводит к тому, что в школах можно и не учить, совсем не учить. Собственно, это мы сейчас и видим. Как-нибудь научатся, где-нибудь, за деньги, если им это надо…

    О последовательности Гудстейна отправила Вам на email.

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение