Распечатать запись Распечатать запись

Умение думать

Современная молодежь не умеет думать. Об этом говорят сейчас везде, говорят все. Одной из причин называют обилие несвязанной между собой, подающейся фрагментарно информации, неумение соединить между собой кусочки мозаики в единую, цельную картину мира.

Проблема действительно важная, потому что школьники не понимают последствий своих действий, не видят взаимосвязи вещей, не воспринимают прочитанное и сказанное. Самое интересное при этом, что они могут повторить то, что услышали и прочитали, и довольно трудно иногда бывает понять, насколько они вникли в суть того, что произносят.

Они производят действия по твердо выученным алгоритмам, которым их научили, и у них никогда, ни при каких обстоятельствах не возникают вопросы: зачем я это делаю, почему нужно делать именно так, откуда вытекает такая последовательность действий? Если же какой-то шаг алгоритма забылся (а это абсолютно нормально, поскольку в голове нельзя хранить столько бессмысленной несвязанной между собой информации!), то наступает ступор, отказ от решения задачи. Все, мол, не могу, не знаю, не умею. И совсем неважно, что в голове сохранился алгоритм решения очень похожей задачи, который нужно просто чуть-чуть изменить, и все получится. Нет, об этом подумать даже не пытаются.

Удивительно, что все это происходит на фоне того, что преобразовывают школьную программу, стараются научить детей мыслить системно. Вот такое системное мышление мы имеем на выходе…

И ведь дети не стали менее умными, нет, просто, кажется, их учат как-то не так… Ведь как раз проще не заучивать наизусть огромные куски текстов, а показать на внутренние связи явлений и предметов, и тогда эти куски останутся в голове надолго, если не навсегда. А мы только и говорим о страшной нагрузке, о том, как тяжело сейчас учиться в школе. Конечно, нагрузка на память очень большая! А вот на главный мыслительный орган нагрузка, к сожалению, полностью отсутствует. И ведь наизусть учат все: и литературу, и физику, и математику, да и географию тоже! Память, конечно, при этом развивается, а вот знаний нет вовсе, умение логически мыслить напрочь отсутствует.

И совсем обидно становится за такой интереснейший и полезный предмет как информатика. В школе в основном ее преподавание сводится к рисованию картинок и изучению Word’а и Excel’а. И опять-таки голову при таком обучении напрягать не требуется. Да и студенты многие страшно далеки от реальности и занимаются программированием замечательным методом “копипаста”, что тоже требует только памяти (если вообще чего-то требует), а не понимания. Программирование и математика для студентов и школьников на самом деле могут быть гораздо интереснее. Что касается математики, то я здесь пытаюсь показать ее красоту и логичность. А вот побольше узнать о программировании можно по ссылке, приведенной выше. Кстати, на этом сайте есть и материалы по математике, и еще много всего интересного.

Да, думать некогда, надо делать (ужас!), но все-таки иногда полезно бывает остановиться и задуматься: почему, зачем, как, увидеть какой-то смысл в деятельности, установить для себя ее разумность, наконец, а потом спешить делать дальше. Иначе все становится бессмысленным…

Говорят, полезно читать книги. И это правда. Но ведь нынешняя молодежь не любит читать. Мне кажется, прививать любовь к чтению в школе уже поздно, это нужно делать раньше. И за это отвечают родители. И им тоже нужно иногда остановиться, оторвавшись от своих бесконечно важных дел, и задуматься, поговорить со своими детьми, почитать им книжку, в конце концов, рассказать им что-нибудь интересное, научить чему-нибудь. Школа не может сделать все за нас с вами, давайте же поможем детям научиться думать!

Комментариев: 2

  1. 1 Елизавета Александровна Александровна Калинина:

    Да, конечно же, были, беда в том, что таких детей сейчас – подавляющее большинство, и они даже не понимают, что можно иначе. Плюс Интернет, плюс клипы – дети не могут читать длинные тексты, максимум пост на 1500-2500 символов бп :) Поскольку знаю об этом не понаслышке, могу сказать, что это самый востребованный интернетный :) формат, а если больше, то “слишкам много букаф, ниасилил”…

    [Ответить]

  2. 2 Юлия:

    А мне кажется, такие дети всегда были. Я училась в очень простой школе. Отлично помню, как долго объясняла однокласснице доказательство суммы углов треугольника, рисовала одну сторону горизонтально, а противолежащую вершину выше. Подружка все поняла, попросилась отвечать, а математичка на доске противолежащую вершину нарисовала НИЖЕ горзонтальной стороны. Все, привет. С таким изменением условий девочка справиться не смогла

    [Ответить]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение