Распечатать запись Распечатать запись

Изучение математики в Средние века

После падения Римской империи в Европе с точки зрения знаний и образования наблюдался большой спад. По большей части это было связано с тем, что отсутствовало мирное время, в течение которого книги и тексты могли быть сохранены и скопированы. Отчасти вследствие своего географического положения Англия, похоже, потеряла меньше, чем остальная Европа. Видимо, здесь имели представление о некоторых греческих и римских идеях образования. Так, известно, что Aldhiem, который родился около 639 г., знал арифметику, дроби, астрономию и астрологию. Из работы шестого века Cassidorus, De Artibus et Discioplinis Liberalium также ясно, что семь свободных искусств (septem artes liberales) были известны здесь и использовались в сфере образования, которое было разделено на Тривиум (Trivium – грамматика, риторика и диалектика) и более уделявший внимание науке квадривиум (Quadrivium – арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Этот учебный курс был введен в монастырях, и этим четырем предметам, конечно, учили не везде, а только в самых лучших образовательных центрах.

К этому времени в Великобритании уже была создана церковь, и в школах распространяли знания о христианской вере. К IX веку почти при всех монашеских обителях были школы, в которых монахи обучали новых членов братии. Так как это и расширение монастырских библиотек было более важным, чем общее образование населения, образование, которое давали в большинстве мест, было ограничено чтением, письмом и изучением Библии. Дальнейшее обучение, в том числе изучение отдельных глав математики, производилось только в больших школах, таких, как собор в Йорке.

Епископом и старшим преподавателем школы в Йорке в 732 г. был Эгберт. В его время учебные программы включали такие разнообразные и передовые предметы, как риторика, право, физика, арифметика, геометрия, а также вычисления дня Пасхи (что являлось пределом изучения математики в меньших церковных школах) музыки и пения. Одним из учеников Йорка был Алкуин, которого позднее Карл Великий просил переехать во Францию и помочь в создании там аналогичных школ.

Образование во Франции деградировало до такой степени, что Карл Великий, получивший при дворе лучшее образование, которое страна только могла обеспечить, писал о своей озабоченности тем, знает ли духовенство достаточно хорошо латынь, чтобы иметь возможность интерпретировать Библию и Писания правильно! В ответ на эту потребность дворца была создана школа с Алкуином во главе, и было сделано многое для повышения уровня образования в стране. Один из учеников Алкуина, Рабан Мавр, позже создал свою собственную школу с еще более широкой программой, чем любимая программа Алкуина.

С новой войной и раздорами уровень образования снова упал и оставался низким до тех пор, пока Герберт, впоследствии ставший Папой Сильвестром II (999 г. н.э.) не обнаружил математических текстов, в том числе работ Боэция. Боэций был одним из немногих римлян, в V веке достаточно интересовавшихся геометрией, после которого остались тексты и другие работы, сделанные римскими геодезистами. Когда Герберт стал папой, это открытие дало краткий всплеск интереса к математике в церкви, особенно после того как он написал свою собственную работу. После этого Боэций стал одним из основных источников материала для квадривиума.

Введение вычислений в столбик в X веке также помогло обучению, в основном среди торговых классов. К сожалению, в Великобритании позиция церкви, по меньшей мере, означала желание избавить страну от “языческих’’ путей и идеалов. Это явилось причиной того, что широкое образование, которое было рекомендовано до этого, и математика, а также другие предметы квадривиума попали в немилость.

J. J. O’Connor and E. F. Robertson, The teaching of mathematics in The Dark Ages. Перевод статьи http://www-history.mcs.st-and.ac.uk/Education/darkages.html

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение