Распечатать запись Распечатать запись

О предметных олимпиадах

Казалось бы, с введением ЕГЭ умным и талантливым ребятам осталась одна отдушина – предметные олимпиады школьников. Вот где может раскрыться талант, вот где радуются смекалке и дополнительным знаниям, вот где можно найти красивые нестандартные задачи. Но и тут не все так просто, увы…

Оказывается, к олимпиадам нужно готовиться. Ну да, если очень умный и толковый школьник чудом пройдет на олимпиаду уровня области или его случаем занесет еще повыше, то он, к сожалению, может уступить, и даже сильно уступить менее талантливым, но лучше подготовленным, тем, кто занимался специально и знает назубок разные хитрые приемы решения таких задач. Наверное, ничего страшного в этом нет, но, к сожалению, существуют победители олимпиад, которые не умеют решать достаточно простые “школьные” задачи. Видимо, это неправильно.

Вот сейчас я перейду к своей любимой теме про более мокрую воду и сладкий сахар, существовавшие в давние времена))) Но это действительно так. У людей старшего возраста, в свое время участвовавших в олимпиадах школьников, сам термин “подготовка к олимпиаде” вызывает в лучшем случае улыбку и недоумение: “А что, к ним нужно готовиться?” Да, раньше приходили на олимпиады и показывали свой ум и сообразительность, а не уровень натасканности на решение специфических задач… Когда же все изменилось? Наверное, меняться все начало в восьмидесятых, когда уже далеко не все толковые школьники считали нужным участвовать в олимпиадах, потому что задачки (я о математике) были такие, что их специально нужно было учиться решать. Тем не менее, из этих ребят в дальнейшем получились хорошие математики.

И действительно, просто зная предмет, любя его и разбираясь в нем, сейчас победить очень нелегко, потому что выигрыш в скорости у людей, которые меньше знают, но умеют, не задумываясь, исполнять стандартные олимпиадные трюки, очень велик. Просто не хватает времени.

Как-то мне стало интересно, а что бывает в дальнейшем с победителями олимпиад высокого уровня по математике. Получилось довольно интересно. Многие из них и математикой в конечном счете не занимаются, получается, наверное, где-то 50 на 50. Да, из других ребят получились прекрасные специалисты-математики, это тоже верно. Однако, не из всех… Но математики получаются и из тех, кто вовсе никаких олимпиадных результатов не имел…

В связи со всем вышесказанным возникает вопрос: а нужно ли во всем этом участвовать, стоит ли стараться взобраться повыше, чтобы потом упасть так, что будет очень больно? Мне кажется, стоит. Это дополнительные знания, это огромный опыт, это умение себя вести в различных, в том числе и не очень приятных, ситуациях, это умение проигрывать, что тоже очень важно. Нужно просто не бояться проигрыша, знать, на что идешь, и бороться, не сдаваться до конца.

По большому счету, деваться от этого некуда. Когда большинству ВУЗов запретили проводить вступительные экзамены, превратив их все разом в нечто вроде ПТУ, и туда может поступить любой, кого надрессировали на ЕГЭ, что им осталось в качестве заменителя экзаменов? Правильно, попытаться каким-то образом набрать народ с олимпиад (сюда относятся и ВУЗовские олимпиады, и предметные). Можно подумать, что эта инициатива не вызвала ответного отклика у дрессированных и дрессировщиков…

Так что удачи вам всем, и не только в олимпиадах!

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение