Распечатать запись Распечатать запись

О школьной математике

Не дети, а клад: кто найдет – не обрадуется.
(Н.М.Яковлева, моя замечательная учительница русского языка и литературы)

Мне всегда казалось, что с учителями в школе мне крупно повезло, по большей части, конечно. Разумеется, встречались среди них и те, кого к детям на пушечный выстрел подпускать нельзя было. Но в основном это были чудесные люди, эрудированные, грамотные, готовые ответить на любой детский вопрос, в том числе и каверзный. Сейчас, когда сын уже закончил школу, а дочка учится, я понимаю, что мне не просто повезло. Наверное, я была редкостным исключением. Меня учили действительно в большинстве своем настоящие Учителя.

Математику в родной школе обычного советского провинциального, впрочем, довольно большого города преподавали у меня две учительницы, но схема была одна и та же. (Это была моя первая школа, позже я училась в ФМШ 45 при ЛГУ.) После объяснения нового материала ученикам предлагалось задание. Кто-то стоял у доски, за ним следили ленивые и те, кому это было вовсе не нужно, и те, кто ничего не понимал. Остальные решали сами. Через некоторое время поднималась первая рука. Типа решил/решила. Учительница подходила и проверяла решение. Молодец, верно. И на доске уже написано задание для тех, кто правильно решил первое. Но его нельзя решать до тех пор, пока у тебя не проверили предыдущее. И к каждому поднявшему руку учительница подходила и проверяла то, что он сделал. И если решение было неверное, то показывала ошибки, говорила, что нужно исправить. Естественно, решали много не все. Но была группа ребят, которые наперегонки щелкали задачки и примеры, как орешки. И они-то по-настоящему учились, им не мешали, наоборот, изо всех сил помогали узнать больше. Я не знала о том, что к олимпиадам надо готовиться (это сейчас натаскивание на решение олимпиадных задач расцвело пышным цветом, тогда было иначе). Тем не менее, у меня были дипломы и городских, и областной олимпиады, и это при том, что школа наша была гуманитарная, английская. Вот так.

Да, был еще кружок. На кружок приглашали всех желающих (на олимпиаду, кстати, тоже, а не только старательных отличников). Вела его та же учительница (сначала одна, а после того как она ушла, другая). И там уже нам показывали очень интересные вещи, а не те стандартные, которым учили всех (надо сказать, что в советской школе программа была для всех одинаковая по всем предметам, за исключением отдельных специализированных школ, да и там только в старших классах).

Почему-то мне казалось, что по-другому не учат нигде. Увы, я сильно ошибалась. В большинстве школ сильные ученики, изнывая от скуки, должны сидеть и ждать, пока стоящий у доски разгильдяй, не желающий учиться и не понимающий, о чем идет речь, с помощью учителя напишет за полчаса то, что они уже сделали за 2 минуты. О каком интересе к предмету может в этом случае идти речь, о каких знаниях? Печально… А самое грустное, что так учат даже в школах, которые считаются хорошими, в физматшколах. Извините, если в школе так учат математике, то хорошей она не может быть по определению.

Мне очень жаль, что сейчас практически нет таких мест, где можно на перемене или после уроков окружить толпой учителя и задавать самые дурацкие вопросы, зная совершенно точно, что тебя выслушают, ответят, объяснят столько раз, сколько тебе нужно, чтобы ты понял. Вот так было у нас. И недаром мои одношкольники так же, как и я, с большой теплотой до сих пор вспоминают наших учителей.

Один комментарий

  1. 1 Полезные правила для ускорения вычислений | Математика, которая мне нравится:

    [...] уже говорилось здесь, мне очень повезло с моими школьными учителями. До сих [...]

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение