Распечатать запись Распечатать запись

Римская система образования

Римская система образования была очень похожа на греческую, но отличалась от нее в вопросах, чему учить и как учить. Римские дети до 12 лет учились дома, возможно, тому же, чему учились и дети в Греции. Они изучали буквы, музыку, а также элементарную арифметику и счет, используя для этого как счеты, так и свои собственные пальцы. В возрасте 12 лет мальчики отправлялись в литературную школу, где их учили грамматике и преподавали им элементы логики, риторики и диалектики. Как и греки, многие римляне узнавали о математике лишь немногим больше, чем это давали уроки на дому, если это не требовалось для их профессии. Однако так было не всегда, и часто мальчики могли посещать уроки, которые давал специальный учитель математики. Из чисто практических соображений все объяснялось на нескольких примерах и было основано на громоздких вычислениях. Римлянин, который пытался получить больше того минимума знаний, который ему предлагали, был, конечно, исключением, а не правилом.

Римское отношение к полезности и практичности проявляется в работе Квинтилиана, где он называет две причины, по которым необходимо изучать геометрию. Во-первых, жизненно важной является тренировка мышления, которая происходит благодаря прослеживанию логической связи аксиом и доказательств. (Мое примечание. Тут очень хочется добавить от себя лично. Если каким-то органом не пользоваться, то потихоньку он атрофируется. Хорошо известны случаи, когда люди, вынужденные долго лежать из-за болезни, потом заново учились ходить. Наш мозг – это тоже орган!) Во-вторых, использование геометрии в политических дискуссиях, при измерении земли и подобных вопросах также необходимо. Возможно, софистам покажется более полезным учить своих студентов риторике, ораторскому искусству и практическим делам, чем достижениям в науке и геометрии.

В это время было написано много работ с рекомендациями различных образовательных курсов для среднего класса и ремесленников, а также для правящих классов. Так, Витрувий, который пишет для архитекторов, предлагает, чтобы в общее образование его студентов были включены геометрия, оптика, арифметика, астрономия и др. (закон, медицина, музыка, философия и история). Гален во II веке рекомендует потенциальным врачам изучение различных предметов, таких как медицина, риторика, музыка, геометрия, арифметика, диалектика, астрономия, литература и закон. Есть и другие. Варрон и Сенека – лишь двое из тех, кто рекомендовал арифметику и геометрию как необходимые предметы. Боэций применял свой литературный талант для написания и перевода греческих текстов на латынь. Однако его понимание математики было очень ограниченным, и работы по арифметике, которые он написал, очень плохого качества. Его работа по геометрии не сохранилась, но мало поводов полагать, что она была хоть немного лучше. Несмотря на это, его математические тексты были наиболее доступны в Риме и широко использовались.

Из всего, сказанного выше, следует, что хотя к математике часто относились с неодобрением, но ей должны были учить там, где это было необходимо. Невысокое мнение о математике, возможно, частично связано с профессиями, которые требовали математических или научных знаний. Считалось, что эти профессии не требуют гуманитарного образования, и на них смотрели свысока. Наибольшее предпочтение отдавалось тем профессиям, где требовался повышенный уровень знаний логики, риторики и ораторского искусства. Эта позиция нашла свое отражение и в Британии во времена Средневековья и Ренессанса, и только недавно она изменилась.

Перевод статьи J. J. O’Connor, E. F. Robertson с сайта http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/history/Education/rome.html

Оставьте свой отзыв

Добавить изображение